Осенние балы. Большая общесадовская игра в 19 век. №7, 2013

 

Ежегодно в конце октября, перед осенними каникулами, в детском саду школы им. А.Тубельского проводятся настоящие балы – с танцами, мороженым, лимонадом и играми, в которые играли в 19 веке. В бальных костюмах все – не только дети, но и родители, и воспитатели. Традиция эта пришла из школы, где вот уже более 30 лет отмечается 19 октября. Целую неделю («лицейскую») проводятся балы, спектакли, капустники, музыкальные салоны и т.п. В саду эту неделю называют «бальной».

 

 

Для нас бал – это путешествие в 19 век, со всем его величием, красотой, помпезностью. Нарядный зал. Барышни и кавалеры. Бальные платья. Этикет, манеры поведения. Чудо перевоплощения испытывают все – и дети, и родители, и мы, воспитатели.

 

Подготовка

 

«Бальной неделе» предшествует большая подготовительная работа. Весь месяц дети разучивают танцы и старинные игры. Родителям тоже предлагают разучить эти танцы… на родительских собраниях! Тут же открыты мастерские для родителей. В одной помогут придумать наряды «а ля 19 век», в другой попросят помочь в изготовлении из картона, к примеру, «дорогих рам для старинных картин».

Тем самым, мы помогаем будущим гостям подготовиться к предстоящему большому событию в детском саду, а заодно находим себе помощников.

«Родословное древо». Несколько лет назад мы рискнули обратиться к родителям с предложением создать «древо семьи» в понятной для детей форме. Высказывались опасения: а вдруг работа будет непонятна детям, как отнесутся к этому предложению неполные семьи?

Но оказалось, что это задание очень интересно взрослым – хотя бы в трёх поколениях показать историю семьи, отметив какие-то особенности – традиции, семейные истории и т.п. А интерес взрослых вызывает интерес и активное участие детей.

Родословные вывешиваются в общий коридор.

 

«Бальная неделя»

 

«Скачки». «Бальная неделя» открывается в понедельник «скачками» – большим спортивным мероприятием во время прогулки.

Вначале «старый заслуженный конь императорских конюшен» показывает своё мастерство выездки. Коня изображают воспитатели. Это забавное зрелище, любимое и детьми, и взрослыми.

Затем дети превращаются в лошадок, чтобы попробовать скакать тем или иным способом: приставным шагом или змейкой, тройками или двойками, с подскоком или через барьеры. За свои успехи «лошадки» получают какое-то «лошадкино угощение».

Действие это недолгое, но весёлое и позволяет сделать прогулку динамичной и интересной.

«Мастерские XIX века». Утром во вторник и среду в каждой группе, в каждом учебном пространстве открываются мастерские по выбору, где дети могут поучиться музицировать, писать пером и тушью, играть военный марш, фехтовать, вышивать вензель на платочке, делать письмо с сургучной печатью и шнуровкой из льна, играть в шахматы, пускать на воду кораблики и устраивать морские бои. Дети свободно и самостоятельно перемещаются из одной мастерской в другую. Во время работы они имеют возможность пообщаться с детьми и взрослыми из других групп и получить на руки плоды своего труда.

«Музей». В каждой группе открывается небольшой музейчик. Насыщать его экспонатами помогают родители: приносят фамильное серебро, старинные вещи, книги, предметы туалета, бытовой утвари...

«Музыкальный салон». В четверг утром стараниями родителей, педагогов и старших детей проходит музыкальный салон – небольшой концерт, в котором звучит музыка, относящаяся к 19 веку: фортепианные произведения, романсы… Дети и взрослые и тут на равных.

Творческие мастерские на бальной неделе необыкновенно обогащают и разнообразят нашу жизнь. А балы – кульминация «бальной недели». Балы проходят вечерами, на каждый бал приходит по две группы (всего четыре бала).

 

Традиционная часть

 

Традиционная часть праздника вот уже больше пяти лет остаётся неизменной. Дети и взрослые (и родители, и воспитатели) танцуют полонез, контрданс, вальс, польки, галопы (танцы поставлены так, что они легко учатся и так же легко забываются, а на следующий год, когда состав группы примерно на 50% обновится, эти же танцы вновь легко выучатся). Играют в «жмурки», «лошадки», «платочки» (те, кому достался платочек, выходят в круг, чтобы станцевать самый неожиданный для себя танец – лезгинку, краковяк, что-нибудь весёлое). Для гостей приготовлено угощение: мороженое, лимонад. Всё, как на настоящем балу. Из года в год эта программа остаётся неизменной.

Танцы и игры подобраны так, что любой взрослый и ребёнок может легко включиться, даже если оказался на балу в первый раз. Гости нарядные, готовые танцевать и веселиться. Взрослые понимают, как важно детям видеть их красивыми, танцующими, улыбающимися. Кавалеры приглашают дам. Кто-то из маленьких танцоров не отпускает маму или папу, а кто-то, наоборот, хочет, чтобы его приглашали «по-настоящему».

В самый разгар веселья хозяева бала приглашают юных гостей к празднично накрытому в каждой группе столу – угощенье. А между тем, взрослые гости остаются в зале, где также приготовлено лёгкое угощение, звучит музыка. Для родителей это возможность потанцевать и пообщаться друг с другом. Кроме того, за время отсутствия детей им предстоит придумать и подготовить небольшой спектакль для теневого театра на тему «Сцены из бальной жизни 19 века», с тем чтобы тут же показать его детям.

У теневого театра есть одно замечательное свойство – даже самые застенчивые артисты чувствуют себя спокойно на сцене, потому что спрятаны за большим полупрозрачным занавесом. 20–30 минут без детей пролетают незаметно в общей весёлой и интересной работе.

Дети с удовольствием смотрят сценки в теневом театре, узнавая в загадочных тенях силуэты мам, пап, бабушек и дедушек. Особенной популярностью пользуются сценки «Когда папа был маленький» и «Дуэль» (обязательно со счастливым концом). В конце представления все артисты под аплодисменты выходят на поклон. Далее юным артистам предлагается попробовать себя на сцене теневого театра.

Бал продолжается, от скованности и смущения начала бала не остаётся и следа. Гости играют в «Жмурки», «Лошадки»…

И так из года в год. При такой постановке праздника мы, его организаторы, должны понимать, что если мы перестанем придумывать каждый год что-нибудь новое, праздник обречён на медленное умирание.

 

В поисках сюжета

 

Долгое время балы в детском саду проводились по сюжетам школьных Лицейских балов. Главной фигурой бала был император в исполнении кого-то из педагогов или родителей. Но детскому саду сложно разыскать соответствующего исполнителя этой роли, умеющего хорошо держаться и легко импровизировать. А ещё детям от 3 до 7 лет сложно объяснить, кто такой император и почему он тут главный. Это две основные причины, по которым мы стали придумывать сюжеты балов сами.

Эти истории мы придумываем, исходя из возможностей и настроения в данный момент. Чаще всего сюжет зависит от того, кто будет «хозяином» (устроителем) бала. Один раз эта обязанность досталась нашему художнику Сергею. По своему возрасту он не дотягивал до роли императора или министра, зато очень органично исполнил роль молодого помещика, принимающего гостей в своём имении.

Когда мы хотели подчеркнуть ведущую роль воспитателей, то хозяйками бала оказывались графини, княгини, баронессы (а по родству они могли быть сёстрами, кузинами, мамой и дочкой, тётушкой и племянницами).

Однажды мы придумали историю про заброшенную усадьбу, где всё было покрыто вековой паутиной. Но голоса детей, пришедших туда на экскурсию, разбудили дремавшие тени. Паутина чудесным образом слетела, и дети оказались «средь шумного бала». Тогда роли теней и гостей бала играли родители, которым мы быстро перед началом праздника объяснили их актёрскую задачу.

Была как-то история про то, что бал давала директор школы танцев для своих воспитанников. Оказывается, детей не брали в те времена на взрослые балы, а устраивали специально детские праздники.

Часто родители дают возможность развития нового сюжета, сюжета в сюжете. Поскольку на бал к нам приходят семьями, то произойти это может во время представления семьи хозяину бала. Родители дома придумывают, как им представиться:

– Княгиня М. с сыновьями…

– Граф П. с женой и дочерью… и т.п.

А если на балу оказывается реальный офицер Военно-морского флота, в парадной форме, с кортиком, или гусар (участник реконструкции событий 1812 года), да ещё и в том и в другом случае прекрасно танцующие и умеющие легко и непринуждённо держаться, то особо и придумывать ничего не надо.

Были случаи, когда бал превращался в литературно-музыкальный вечер, так как вдруг, спонтанно, и гостям, и хозяевам захотелось читать и слушать стихи.

 

Тема войны 1812 года

 

Особенностью балов прошедшего учебного года стало обращение к теме войны 1812 года – юбилей же, столетие! Прежде всего, это отразилось в костюмах мальчиков: на балах они были гусарами, уланами, гренадёрами, в киверах и погонах.

А в 9-й группе все мальчики, без исключения, были в военной форме и к тому же исполнили, маршируя по пространству всего зала, старинную солдатскую песню «Солдатушки, бравы ребятушки». Им подпевали все, кто был в зале. В результате после песни-марша общий градус настроения всех присутствующих на балу поднялся на невиданную высоту и всех нас захватила неподдельная радость.

Вслед за этим на «ура» прошли «живые картины» – пантомимы-загадки (отрывки из сказок Пушкина) и небольшой поэтический концерт.

Необычайную изобретательность и фантазию проявили родители при исполнении сценок из бальной жизни в теневом театре: здесь был и Наполеон в треуголке, скачущий на коне, и сценка-загадка из сказки о Золушке и, конечно же, дуэлянты в разных вариациях.

Очень здорово, что с каждым годом родители проявляют всё больше энтузиазма. Детям важно видеть своих родителей такими радостными и играющими.

Очень хорошо, когда на балах регламентированный порядок танцев и бальных игр сочетается с заранее подготовленными выступлениями детей и взрослых. Так было во 2-й группе, где пели песни дети и воспитатель Лариса Журавлёва, и выступил семейный ансамбль – поющая мама Настя Свердликова в образе средневековой прекрасной дамы с детьми Гошей и Полиной, музицирующими на треугольнике и бубенчиках. А шестилетние дети на своих балах исполнили показательный фигурный вальс, который специально для них сочинила преподаватель музыкального движения  Елена Мельникова.

Балы в разных группах были совсем не похожими друг на друга, каждый имел свою особенность, изюминку, свою неповторимую атмосферу. В 4-й и 7-й группах это был пышный, радостный, многолюдный праздник; в 3-й – очень уютный, какой-то утонченный; во 2-й группе вдруг зазвучал полковой военный марш и дружно прошагали мальчики.

Очень важно, что балы стали неотъемлемой частью нашей жизни, и это уже сущностная для нас традиция, настоящий семейный праздник, который сближает всех нас и украшает нашу жизнь.