«Ура, у Пушкина день рожденья!». Большая игра №3, 2016

Честно говоря, я и не предполагала как-то развивать прошлогодний опыт спонтанной семейной игры, которая возникла у нас по поводу дня рождения Пушкина (см. № 5, 2014 – прим. ред.). Ну, поиграли тогда – и хватит. А вот, оказывается, дети требуют продолжения.

 

Мам, почему мы в этом году не праздновали день рождения Пушкина? – спросила недавно наша Аня. – В прошлый раз так весело было!

И что, опять надо? С играми и всем прочим?

Конечно!!!

Ну так радуйся, мы ничего ещё не пропустили. 6 июня только завтра.

Ура! У Пушкина день рожденья! – закричали мои старшенькие на весь парк. – А во что мы будем играть?

И действительно – во что?

 

Идея «словаря»

 

Понятно, что это опять должны быть какие-то игры с текстами и пушкинской эпохой, но не повторять же прошлогодние придумки. Тем более что теперь и трёхлетний Митя в курсе, кто такой Пушкин, и царь Салтан ему вовсе не чужой и незнакомый. В общем, надо что-то придумывать.

Дети бурлят в предвкушении чего-то неизвестного, интересного, времени на подготовку в обрез, и я лихорадочно соображаю.

Митя у нас недавно освоил алфавит. О! Значит, в честь дня рождения поэта мы составим свою пушкинскую азбуку. Нет, лучше даже словарь. Точно, «Пушкинский словарь».

А ведь ещё нужны пригласительные билеты на праздник – право на вход. Пусть в этот раз ими будут бумажные полоски с первыми строчками пушкинских произведений.

Ну и пирог, конечно, тоже совершенно необходим, куда же без именинного пирога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра 1. «Продолжить строчки»

Утром 6 июня дети быстрее обычного чистили зубы и уплетали завтрак. Конечно, ведь впереди – Большая игра!

За пару минут создаётся условное пространство игры: на двери детской появляются таблички «С днём рождения, Александр Сергеевич!» и «Ура! У Пушкина день рожденья!». В комнату вплывает черничный пирог с визитной карточкой-поздравлением и водружается на стол. Но пирог мы оставляем на финал, а начинаем с погружения в пушкинские строки.

В прошлом году, по условиям игры, мы должны были припомнить как можно больше первых строчек разных пушкинских стихотворений и записать их на длинный рулон бумаги (он занял почти весь ковер на полу в детской). За год дети подросли (Ане уже девять, Макарику почти семь), к тому же, мы несколько раз перечитывали пушкинские сказки, да и многие стихи тоже. Поэтому теперь задача существенно усложнилась.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На стол были выложены бумажные полоски с первыми строками произведений, например такие: «Мороз и солнце, день чудесный…», «Октябрь уж наступил…» «Ветер по морю гуляет …», «Приплыла к нему рыбка и спросила…». Нужно было постараться вспомнить текст дальше и рассказать как можно больше. Тот, у кого получалось, забирал билет себе.

В этот раз мы почти обошлись без подглядывания в пухлый пушкинский том, и билеты со строками кончились как-то слишком быстро.

 

Игра 2. «В словарь»

 

Вторая игра – в словарь – тоже получилась на удивление динамичной, хотя сначала представлялась мне довольно «сырой». Но огромное «родословное древо Пушкина», которое мы расстелили на полу, и несколько коротких рассказов о судьбе поэта предоставили массу материала для игры.

 

 

 

 

 

 

 

На полосках бумаги с буквами алфавита нужно было написать любые слова (можно несколько вариантов), связанные с жизнью Пушкина (имена его родных и друзей, героев его книг, места, где он жил, предметы быта).

Через десять минут «Пушкинский словарь» был готов. Только буквы Щ и Ё остались без подходящих слов, но, может, мы что-то упустили?

Вот что у нас получилось:

А – Арина Родионовна, анчар, Африка

Б – бабушка Мария Алексеевна, Болдино, брегет

В – волк бурый из «Лукоморья», Василий Львович

Г – Гвидон, одноклассник Пушкина князь Горчаков, Гоголь

Д – дуэль, Дантес, Дельвиг, Данзас, Державин

Е – Его Императорское Величество государь Николай Павлович (вот тут пришлось изрядно попотеть, пока сообразили!)

Ж – «Жуковский!» – закричала бабушка из кухни, тоже увлекшись нашей игрой. «Да, мам, точно! Помнишь, он ещё Пушкину свой портрет подарил?» – уточнила Аня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

З – Захарово, «дача» бабушки, куда маленький Пушкин приезжал на лето

И – извозчик

Й – Йогель (имя учителя, обучавшего танцам маленького Пушкина, вспомнила мама после нескольких неудачных попыток найти что-нибудь на эту букву)

К – Кюхельбекер, «Капитанская дочка», Крым

Л – Лицей, Ленский, Лепаж (мастер дуэльных пистолетов), лимонад (этот лимонад, который Пушкин пил перед дуэлью, так крепко запомнился семилетней Ане, когда мы два года назад были с детьми в доме на Мойке, что без него словарь был бы неполным)

М – Михайловское, Москва, Мойка

Н – Наталья Николаевна, Надежда Осиповна

О – Онегин, Ольга, Одесса

П – Петербург, Пущин

Р – Руслан и Людмила

С – Салтан, Сергей Львович, Сонечка Юсупова, детская любовь Пушкина (Аня вспомнила, видимо, книгу Слонимского «Детство», которую мы читали довольно давно и не до конца)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т – Татьяна, трубка, табак

У – узник

Ф – фрак, фехтование, Француз (дружеское прозвище Пушкина в Лицее)

Х – Харитоньев переулок в Москве, где Пушкин жил до Лицея

Ц – Царское Село

Ч – Черномор, Черная речка, Чаадаев

Ш – шляпа

Э – эполеты

Ю – Юсупов сад

Я – «Я помню чудное мгновенье…» (никак ничего не придумывалось, и вдруг всплыли знакомые строки романса)

Конечно, толкования словарных слов пришлось давать уже устно, слишком утомительно и скучно было бы столько писать. В какой-то момент стало понятно, что детская рука не поспевает за динамикой игры, и мы слегка изменили правила: дети называли слова и толковали их, а я записывала. Благодаря этому почти на все буквы у нас было несколько вариантов ответов.

 

Эпилог

 

А вечером, после того как был торжественно съеден пирог, Митя взял свои кубики и построил из них башню – пирамиду.

Это что у тебя? – спрашиваю.

Памятник Пушкину!

 

Елена Литвяк, педагог, журналист