«Музей – это дом муз, а не их кладбище!» Как ходить в музеи с детьми №1, 2016

Любят ли ваши дети походы в музеи? Сколько времени ребёнок может слушать лекцию экскурсовода? Признайтесь, обычно это первые 5-10 минут, затем внимание большинства детей отключается. Информация, которая преподносится зрительно и на слух, усваивается плохо. Автор предлагает, во-первых, включать в познание тело, а во-вторых, ставить перед детьми задачи, которые нужно решать, чтобы сделать собственные открытия. Любой думающий родитель или педагог может это сделать!

 

Прежде чем идти в музей, можно заранее распечатать из Интернета экспонаты того зала, в который предполагается поход. И лучше, чтобы это был один зал, а если несколько, то объединенных одной темой, чтобы произошло погружение детей в культуру.

Можно нарисовать карту, где изображены экспонаты зала, которые детям предстоит найти. С обратной стороны карты можно написать новое для детей слово, которое предстоит прочесть, когда карта будет собрана. А чтобы было ещё интереснее, написать слово зеркально и предложить прочесть его в отражении карманного зеркальца.

Далее разрезать карту на части. Карта, поделённая на части-экспонаты, перетасовывается и предлагается детям, чтобы каждый вытянул свою часть и нашёл в музее изображённый на ней экспонат.

Далее предложить детям прочесть про найденный экспонат то, что около него написано и сочинить свою историю про него, свою сказку, стих или песню.

Далее дети разбегаются по залу, ищут, сочиняют, потом вновь собираются вместе, чтобы увидеть, кто что нашёл и послушать историю про найденный экспонат.

В процессе можно загадывать детям загадки и давать точные исторические справки, помогая сочинять или отгадывать.

Далее дети вместе собирают карту, а потом, перевернув её, разгадывают, глядя в зеркальце, зашифрованное слово и знакомятся с его смыслом. В процессе творчества дети спрашивают: «А что это за знак, что это за символ, почему такого цвета?..» Если дети не спрашивают, то спрашивать нужно у них.

Как вы думаете, почему это здесь изображено? Почему именно такого цвета? Зачем? и т. д.

Даже если не подготовиться к музею заранее, главное не забыть припасти вопросы и задавать их как можно чаще. Пусть дети будут вашим экскурсоводом! Вместе с детьми можно открыть гораздо больше, чем вам расскажут специалисты, и получить радость от общения друг с другом и с мировыми шедеврами, пытаясь разгадать их, понять их суть, а не слушая покорно, что предложат думать об этом посторонние люди экскурсоводы.

Дети сами открывают изучаемую культуру, дают множество неожиданных версий. В результате дети проводят в одном зале 2-3 часа и не замечают этого. Более того, нас нередко просят освободить зал по причине окончания работы музея!

 

Сочиняем истории

 

Перед тем как пойти в картинную галерею, можно поиграть с детьми в лото с теми картинами, которые предстоит увидеть. Почитать стихи, написанные к этим работам, сочинить мелодии к этим стихам, сочинить собственные стихи по картине, придумать истории... А оказавшись в картинной галерее, например, в Третьяковской, отправиться на поиски знакомых картин. И в момент, когда происходит встреча, обычно это восторг и радость! Дети встречаются с произведениями искусства уже как с любимыми друзьями. Они о них размышляли, сочиняли, творили вместе и вот теперь можно встать перед картиной и спеть ей гимн-песню, которую сочинили, прочесть стих и подарить новую историю-сказку. Путешествие по галерее превращается в творческое общение с друзьями произведениями искусства!

Вот одна из сказок, которую дети сочинили в Третьяковской галерее по картине Верещагина «Апофеоз войны»: «После жестокой битвы был разрушен город, и все жители погибли. Захватчики сложили пирамиду из черепов. А души умерших переселились в птиц и поселились снова в этом городе. Птицы вороны создали семьи и свили гнезда на мёртвых деревьях. Так в этом мёртвом месте началась новая жизнь. Птицы не ведут войны, а просто живут в мире и радости. Но это место не было радостным. Тогда птицы полетели далеко-далеко в те места, где растут деревья и травы. Увидев поле пшеницы, они собрали зёрна в клювы и принесли их в то место, где прошла война, превратившая землю в пустыню. Птицы вороны бросили в землю зёрна, и они проросли. Скоро поле битвы покрылось спелой золотой пшеницей. И сюда стали приходить люди, чтобы собрать зёрна и сделать для себя хлеб. Все-все могли приходить, без магазина. Вот так души умерших продолжали жить и творить мир». (Сказку сочинили Леон, Эвелина, Егор и Лука.)

 

Путешествие по эпохам

 

Поход в музей это ещё и уникальная возможность путешествия на машине времени по эпохам. Здесь главное изменить точку зрения на музей. Музей это вовсе не стояние столбом около экспонатов. Музей это дверь в бесконечное количество прекрасных миров! Вы с детьми можете войти туда, держась за руки, шутя и смеясь, творя, вдохновляясь и вдохновляя друг друга!

В музей хорошо взять с собой альбом и мелки для зарисовок, блокнот для записей мыслей, сказок, стихов. Часто мне бывает стыдно перед детьми за смотрителей музеев, одёргивающих непрерывно: «Не трогать, не бегать, не садиться, не прислоняться, не разговаривать, не петь, не дуть…». Я считаю, что музей это дом муз, храм муз, а не их кладбище! И призван не только хранить произведения искусства, предоставляя их для осмотра, но призван самими музами к творчеству. В музеях нужно учиться вместе с детьми – фантазировать, петь, танцевать, рисовать, сочинять сказки

Хочется поделиться сказками детей нашей «Перелётной школы», которые они сочинили в разных музеях мира.

 

«Потерянный свет»

 

(Сказка из Арма-музея, г. Убуд, Бали.) Однажды девушка пошла за водой. Но вдруг свет во всех окнах деревни погас. Сумерки сгущались, и скоро стало совсем темно. Это злая колдунья погасила огонь во всех домах и погрузила мир в вечную тьму, закрыв солнце мрачными тучами. Сама колдунья жила в темноте и боялась света и огня. Внутри неё была только чернота, вместо глаз была чёрная пустота.

Тогда девушки деревни, которые хотели принести в кувшинах воды, подхватили кувшины, превратились в белых птиц и полетели всё выше и выше в небо искать солнце. Они пролетели сквозь тёмные тучи. Подлетев к самому солнцу, девушки зачерпнули в кувшины огня и вернулись домой. Коснувшись земли, они сразу превратились снова в девушек, а свет из кувшинов осветил всё вокруг, разогнал тучи, и в мире вновь засияло солнце.

Девушки принесли огонь в свои дома, и он снова запылал в очагах и лампах. А потом они пошли со своими кувшинами к колдунье, которая боялась света и показали ей огонь с солнца. Этот огонь проник в ее пустые глазницы и наполнил ее изнутри. С тех пор она перестала быть колдуньей, потому что из нее лился свет. (Сказку сочинили Василиса, Соня, Алиса, Митя, Вероника, Мирослав).

 

«Облака из слов»

 

(Сказка из Арма-музея, г. Убуд, Бали.) Жил-был один писатель. Он написал рассказ про небо и облака, а в облаках жили разные существа. Облака были живые, они состояли из букв и слов, у каждого облака была своя история. Каждая история была из слов, а слова из букв. И вот одна буква думала, что она одна такая на свете, а потом заметила справа и слева от себя другие буквы и что они отличаются от неё. Тогда она подружилась с ними. И они обнаружили, что вместе они составляют слово «мир». Буквы рассказали ей, что рядом есть ещё слова «судьба», «жизнь», «дорога»... Они знакомились с новыми и новыми словами и поняли, что вместе они образуют рассказ. Им было интересно узнать, о чём он. А в небе летали самолёты, и их жужжание не нравилось облачным существам. Люди в самолётах смотрели в иллюминаторы и читали истории. Там были даже «Хроники Нарнии»! Облачные существа сделали самолёт состоящим из слов. Самолёт перестал моторно-муторно жужжать, теперь он тоже рассказывал историю про нас, пришедших в музей смотреть на картину из слов. А слова образуют портрет писателя, создавшего эту картину. Мы тоже буквы и, складываясь вместе, образуем слова. Ты какая буква? А или Я? Вот друзья пришли в гости: М и Р, Д и И... И заиграли слова: «рад» и «мир», «дар» и ... казку сочинили Егор, Василиса, Мир и Митя.)

 

«Космический корабль»

 

(В музее Коненкова, Москва.) Огромный космический корабль приближался к Земле. На корабле были странные существа, один мальчик и струны, которые сами играли и управляли движением. Мальчик-инопланетянин тоже управлял кораблём, поднимая и опуская перо. Эти космические путешественники хотели познакомиться с планетой Земля и взять с собой живые растения. Но приземлился корабль ночью. Вокруг ничего не было видно. И было очень страшно! Корабль оказался в лесу. И не просто в лесу, а в лесном музее. Жители леса тоже испугались что-то огромное и непонятное упало к ним, и тоже дрожали от страха. Только глаза мерцали в темноте и что-то ухало, выло, жужжало, дребезжало жуть! Тогда струны космического корабля заиграли космическую музыку. И вдруг на музыку слетелись светлячки! Они садились на корабль, на струны, на инопланетян и тогда всё засветилось. И жители леса увидели космических путешественников и обрадовались, что они нестрашные! Вдруг заиграла скрипка в темноте лесного музея. Это Паганини проснулся, услышав космическую музыку! И светлячки слетелись на эти звуки и окружили скрипача. И тогда лешие, русалки, ночные птицы и деревья тоже заиграли ночную музыку леса. Светлячков становилось всё больше, взошла луна. Стало совсем светло и весело на поляне, где пришельцам и жителям Земли уже не было страшно, потому что они вместе танцевали под музыку Земли и космоса! (Сказку сочинили Анфиса и Тимофей Ануфриевы, мама Катя и мама Аня.)

 

«Медный всадник. Как у Петра конь исчезал»

 

Однажды ночью случилась странная история. Конь Петра Первого исчез, а камень, на котором он стоял, стал прозрачным. Змея, извивавшаяся под копытами коня, стала огненной надписью на камне. А надпись говорила: «Прямо пойдёшь себя потеряешь. Направо пойдёшь коня обретёшь. Налево пойдёшь удивлён будешь». Царь Пётр решил сначала направо пойти коня найти, а потом налево верхом уже удобней удивляться!

Шёл он своими огромными шагами по набережной, гулко ухали удары его бронзовых ног в ночной тишине. Ох, и удивлялся же он всему, что увидел нового за прошедшие триста с лишним лет, пока он сидел на коне, глядя на одно и то же место. На Дворцовой площади у Эрмитажа Пётр покатался на велорикше, а потом встал на электросамокат сегвей и поехал осматривать город. Улицы, дома, корабли всё светилось электрическими огнями. Он прокатился направо и налево на своём новом коне, посмотрел дома из стекла и бетона и телебашню высоченнее, чем самый высокий Петропавловский собор, который Пётр сам построил.

Так катался он до рассвета, а утром приехал к своему камню и так прямо на элекросамокате и въехал на него! Жители города и туристы, увидев Петра верхом на сегвее на прозрачном камне, подходили поближе рассмотреть эту странную скульптуру. И тут камень их стал затягивать внутрь!

Начальник города, узнав об этом, послал помощников привести скульптуру в должный порядок. Приехали маляры, начали красить камень в прежний цвет, но камень покрывался разноцветными узорами и при этом оставался прозрачным! Да ещё и маляров засосал внутрь.

А внутри оказалась машина времени. Все, кто попал внутрь камня, сели в машину времени, там их встретил экскурсовод, который попросил всех сесть поудобнее и пристегнуть ремни безопасности.

Вдруг всё вокруг помчалось в вихре неуловимости. И вот все уже стояли посреди болота в лесу. А навстречу им скакал живой не бронзовый, а настоящий царь наш Пётр. Но копыта коня увязали в топкой болотистой земле. И вот наконец конь встал на твёрдый участок и взвился передними копытами в небо. И сказал тогда Пётр: «Быть здесь городу!» И снова всё закружилось, завертелось, и люди вернулись в родное время, а Пётр, как и положено, восседал на бронзовом коне. Все успокоились и разошлись по домам.

Но на следующее утро Пётр сидел уже верхом на самолёте. И снова люди погрузились в камень и путешествовали во времени смотрели, как Питер строился, как памятник Петру установили! А когда вернулись, скульптура опять в должном виде и конь на месте, и Пётр, и змея.

Но к следующему рассвету Пётр сидел уже на ракете! На чём он будет сидеть завтра?

Так знакомился Пётр с новым для него Петербургом, а люди из настоящего путешествовали в прошлое в гости к царю. Даже пили вместе чай. Да, да! (Сказку сочинили Егор, Сева, Алиса и Сима.)