«Таблица умножения»… словарных слов! Универсальный способ запоминать слова не только русского языка, но и любого другого

Как при запоминании словарных слов избежать постылой зубрёжки? Как организовать работу, чтобы ученики имели возможность встретиться не только с коварным словарным словом, но и друг с другом? А там, в очередном взаимодействии, глядишь, они невзначай и запомнили бы десяток-другой словарных слов.

Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только в таблице умножения очевидны закономерности и помещается она на одной тетрадной страничке. А словарных слов, правописание которых в большинстве своём не поддаётся никакой логике (детской, во всяком случае), – целый толстенный словарь. Их надо учить и учить, нередко снова и снова возвращаясь к одному и тому же слову. Хорошо ещё, если ребёнок много читает и у него достаточно развита интуиция. А если он «корзину» с «картиной» уже третий год запомнить не может?
Как при запоминании избежать зубрёжки? А если разнообразить это монотонное, скучное дело какими-то сюжетными ходами? Так организовать эту работу, чтобы дети имели возможность встретиться не только с капризным словом, но и (может быть, это главное) друг с другом, обнаружить друг друга и удивиться.
Глядишь – а словарные слова как-то сами собой и улеглись в голове.

«Солнышко» и «стенка»

Однажды мы с классом договорились, что, если ошибся в словарном слове, то его, во-первых, нужно написать на солнышке не менее пяти раз, а, во-вторых, вывесить на стенку.
Солнышко выглядит примерно так, как нарисовала его Варя, прорабатывая слово «карман».


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При этом важно, чтобы словарное слово было написано не только несколько раз, но и не в одну строчку (как это обычно делается). А написано оно должно  быть обязательно на лучах солнышка, то есть под разным углом зрения. И буква, из-за которой слово угодило на солнышко, должна бросаться в глаза своей величиной.
А что за загадочное «вывесить на стенку»? Это надо понимать буквально. Солнышко солнышком, но опыт показывает, что иногда его бывает недостаточно. (Словарных слов так много, целый словарь. Разве все упомнишь!) Хорошо бы вернуться к очередному «крепкому орешку» ещё разок, или лучше – два. Для этого можно, например, написать строптивое слово на листе большого формата жирным фломастером, выделив проклятущую букву размером и цветом.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


А затем вывесить листок для всеобщего обозрения на стенку класса при помощи скотча. Стены наших классов постепенно скрываются под этими своеобразными обоями.
Откуда бы взяться такому количеству и разнообразию словарных слов? Ведь в конце учебника по русскому языку их не так много, и список для всех один. Помимо диктантов и изложений, мы сочиняем много историй – вот откуда!

Круговорот слов

Неделю слова висят, а ребята их обживают, рассматривают, иллюстрируют (это любимое), попутно кое-что запоминают. Да просто узнают новые слова! В общем, взаимообогащаются. Каждый день (с подачи учителя или без) отмечают, что новенького появилось на стенках.
И вот листков со словами уже столько, что места на стенке не хватает. Что делать дальше? Тут как раз и наступает момент урока, который называется «стенка». Учитель даёт несколько минут для «фотографирования» стенки. Затем счастливчик (тот, кто заработал или кому просто повезло совершить этот ритуал) торжественно снимает все слова со стенки, при этом как-то так сложилось само собой, что каждое слово проговаривается вслух, по слогам и хором – как в первом классе.
Последовательность снятия слов не случайна. Её определяет история, которая сочиняется счастливчиком тут же, по ходу дела. Истории бывают притянуты за уши, но среди них встречаются и забавные. (Иногда, после ритуала снятия слов со стенки, я давала задание восстановить ту или иную историю, в соответствии с её ходом развешивая перепутанные листочки по местам. Это тоже работает на невольное запоминание.)
Наконец пачка листов в руках учителя. Следующий ход: он быстро (почти скороговоркой) диктует слова, ребята записывают их в тетради. Затем наступает момент проверки. Ребята меняются тетрадками в парах. Учитель предъявляет им листочки по одному. Это ещё одна встреча со словарным словом. Помните, сколько этих встреч?
Нашлась ошибка ® солнышко ® изготовление правильного листочка ® вывешивание на стенку ® пребывание на стенке ® ритуал снятия со стенки ® диктовка ® проверка.
Семь!
Как тут не запомнить даже очень длинное и экзотическое слово (например, мИстИфИкация) и сколько бы их ни было.
Ребята сверяют листок с тем, что видят в соседской тетради. И если ни у кого ошибки не обнаружено, то слово отправляется «на пенсию» (дети придумали), с тем чтобы отдохнуть. Но, может статься, через некоторое время (например, месяц) оно опять окажется на стенке для проработки.
Если же в классе есть хоть один прокол (поднятая рука означает ошибку), то несчастное слово – ну нет ему покоя – немедленно возвращается на стенку. Через неделю его ждёт ещё одно испытание, правда, уже в новой компании.
Подводим итоги. Ни одной ошибки – пятёрка, одна-две – четвёрка, от трёх до пяти – тройка, больше пяти – двойка, а то и вовсе кол. Личная подпись. Тетрадь возвращается к хозяину.
Обсуждаем, по какой причине слово вторично угодило на стенку: или «ошибкоопасное» место выделено непрофессионально, или фломастер бледный. Знатоки этого дела берут листок со словом «на реставрацию»…
Вот такой круговорот слов в природе.


Мария Ганькина, учитель словесности, г. Москва