На дворе март… Конечно, «Снегурочка»! Ещё раз о магических свойствах перчаточной куклы №2, 2015

Адаптационные свойства перчаточной куклы в тот период, когда ребёнок привыкает к детскому саду или школе, трудно переоценить. Он теперь как бы не один, а с Другом. А ещё тут важен тренинг кисти руки – ненавязчивый, неутомляющий, продолжительный и самостоятельный. И, конечно, возможность посмотреть на себя со стороны, оказаться в роли взрослого, в роли родителя.

 

Я уже рассказывала, как сделать мимирующую куклу, или «куклу-глоталку» (см. «Это не я такой злой, а Змей Горыныч» в №7, 2014 – прим. ред.) Только начинать надо всё-таки с перчаточной куклы.

 

«Я собой руковожу»

 

Для начала одно упражнение для кисти руки.

Идут четыре братца,

Шевелим пальцами руки.

Навстречу им Большой.

Двигаем большим пальцем.

Здравствуй, большой!

Складываем ладонь.

Здравствуйте, братья:

Сгибаем к ладони большой палец.

Васька-указка,

Сгибаем пальцы по одному,

Мишка-серёдка,

Остальные стоят очень прямо.

Гришка-сиротка

 

И крошка-Тимошка.

«Крошка-Тимошка» сгибается не у всех, он просто двигается.

Попробовав проделать это, вы наверняка почувствуете, какой напряжённой работы и самоконтроля требует это простенькое упражнение. Так и есть, это первые навыки самоконтроля и самовоспитания: моя рука – это я. И я собой руковожу. И я собой владею.

 

Картофельная голова

 

Для того чтобы сделать перчаточную куклу, достаточно иметь одну маленькую картофелину.

В картофелине проделываем отверстие для пальца (круглым ножом для овощей, небольшой круглой стамеской или тонким перочинным ножиком).

Надеваем картофелину на указательный палец – получилась голова.

Глазки – семечки, ротик – ягодка, из листочка – колпачок:

Ой-ой, не смотрите на меня, я голый!

Сейчас наденем на тебя одёжку, – и я надеваю ему из кленового листа шикарное платье, продевая пальцы (большой и средний) сквозь листочек.


 

А если нет картофелины?


 

И вообще ничего нет! Ну, а салфетка или туалетная бумага есть? Этого достаточно.

Намочив кончик салфетки в воде, наматываем салфетку на указательный палец, как будто бинтуем, обжимаем вокруг пальца, чтобы получился шарик.

Фломастером рисуем точечки глаз и ротик, шапочка – из фантика, платье – из салфетки... Готово.

Ну а перчатка и клубочек шерстяных ниток – это вообще целое богатство! Надев клубок на палец, можно сделать котёнка, зайку или щеночка: пуговки – глаза и нос, ушки – из картона или ниток.


 

С детьми постарше


 

С детьми постарше – 6-8 лет – перчаточную куклу я делаю по-другому.

Из трикотажа телесного цвета заготавливаю цилиндрические чехольчики длиной примерно 10 см и диаметром 2 см.

Надеваю на палец изнанкой наружу, верхнюю половину бинтую кусочком набивки так, чтобы был шарик.

Потом выворачиваю нижний конец кверху, прикрывая набивку.

Снимаю с пальца, тщательно завязываю на макушке мешочек, следя, чтобы внутренний и внешний края чехольчика были крепко связаны.

Надеваю на палец – голова.

Глазки и ротик можно нарисовать, но лучше вырезать их из ткани и наклеить. Можно сделать их из бисера, пришивая таким образом, чтобы глазки были слегка вдавлены в голову. Очень вас прошу, не рисуйте нос!!! Лицо человечка сразу станет напоминать череп. Но этого говорить не надо. Скажите, что такой маленькой куколке нос не нужен, что он будет, как клякса и т. п.

Одёжку для куклы можно соорудить из верхней части носка или кусочка колготок с прорезанными дырочками для «рук». Колпачок, например, – из фетра, шлем или корона – из фольги, а чудесные кудри – из бахромы. Впрочем, многообразие вариантов бесконечно.


 

Конечно, Принцесса. Конечно, Рыцарь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Статус человечка высок – ведь в этой кукле он сам.

 

Можно пожалеть себя, маленького, обиженного, покинутого.

Можно устроить захватывающие приключения себе, отважному, предприимчивому, умному, победителю всех врагов.

Можно наказать злого и непослушного – себя.

Рефлексия? Да нет, ребёнок просто играет. Я наблюдаю. Ведь всё бессознательное, всё, что тревожит, пугает, мучит его, всплывает в игре и видно, как на ладони.

 

 

А давайте, как будто... – предлагаю я детям.

В этом мире можно все. Победить врага. Победить свой страх. Найти друга. Стать защитником и утешителем слабому. Маленькая куколка на руке ребёнка делает его большим и сильным.

 

А можно и так

 

Я трогаю указательным пальцем лоб и отдёргиваю.

Такая высокая температура! Я даже обожглась. Надо забинтовать.

Бинтую кончик указательного пальца кусочком синтепона или ватой, что есть под рукой, чтоб получился шарик.

Потом накрываю палец тонкой салфеткой, лоскутком агротекса или любым трикотажным.

Аптечную резинку накручиваю так, чтоб получилась голова.

Потом прорезаю два отверстия для «рук» – большого и среднего пальца.

Куколка одноразовая, и это хорошо. Мы делаем ещё и ещё, всё лучше и уверенней. Глазки и ротик просто рисуем фломастером. Волосы из ниток, корона из фольги и шикарный плащ из цветного шёлка.

Я вручаю человечку подарок. Например, «букетик цветов» из конфетного фантика. Потом спрашиваю: «Как тебя зовут?». Ребёнок как бы раздваивается и... переходит в другое измерение. Что-то такое с ним происходит… в общем, сами увидите. Потому что перчаточная кукла – вещь магическая, наукой не исследованная, никем не объясненная, она просто работает, и потому не спрашивайте меня почему, а только надо начинать с перчаточной куклы.

 

Девочка Снегурочка

 

И какую сказку мы будем играть?

Я бы начала со «Снегурочки». Причём, взяла бы тот вариант, который записан Владимиром Ивановичем Далем.

Сразу просматриваются несколько положительных моментов.

Ребёнок, который играет Снегурочку, проживает сильнейшее чувство желанности и чуда собственного рождения и любви к нему со стороны родителей. Торопиться в этой картине (эпизоде) не надо – сладость переживания стоит того.

Проживание чувства потерянности и потом возвращения в родной дом – это один из важнейших мотивов детства. И вообще человечества, если брать такие темы, как отпадение Человека от Бога и возвращение к Нему, путешествие Одиссея... и много ещё чего, что впрямую не просматривается, но интуитивно ощущается.

Много действия. Мало разговоров, и те слова, что есть, ритмически организованы, легко произносятся и воспринимаются.

Даже мораль (по нашим временам, не лишняя) имеется, что с посторонним никуда ходить не надо.

Можно играть вдвоём: рук хватит, а можно задействовать целую компанию детишек, так как действующих лиц много, но они не все сразу на сцене.

 

Это две истории, даже три

 

Первая – о страстном желании родителей иметь дитя. И о чуде его рождения. О страхе потерять желанное и, может быть, по обету вымоленное дитя.

Вторая – бытовая история (как Снегурочка в лесу потерялась). С моралью. С яркими характерами. С детективным сюжетом. С поэтическим плачем покинутой девушки. С хорошим концом.

Третья – история про Коварство и Верность. Лиса Жучку разжалобила, обманула! Старик Жучку прогнал. Каково было Жучке в лесу одной, несправедливо изгнанной из родного дома!

Жучка, кстати, может быть одним из главных героев. Если у вас двое детей – это очень хорошо: оба ребёнка играют положительного персонажа – главного героя, – а потом меняются.

 

Как начинать постановку?

 

С какого-то своего внутреннего особого отношения к этой сказке. Можно даже ничего специально не говорить, дети и так почувствуют...

Читаем, а лучше, рассказываем сказку, как она есть, и не один раз.

А потом делаем главных персонажей вместе с детьми.

Играем, как Снегурочка на свет появилась...

Как её Дед с Бабой любят, какая она умница-разумница, рукодельница, да ласковая, да певунья…

Импровизируем на столе или на лавочке. Очень вас прошу, не делайте пока ширму, отложите. Детям трудно на нужном уровне руку всё время держать. Но им это не стоит говорить, просто вам пока некогда, вы после сделаете...

Одного взрослого вполне достаточно на Деда с Бабой.

Если детей двое, стоит сделать сразу Жучку. Как Жучка любит Снегурочку, и Снегурочка – Жучку. И как они вместе гуляют, и играют, и все вместе обедают...

И другой раз опять «репетируйте» эту сцену, пока не почувствуете, что дети хорошо уже это всё прожили и готовы дальше играть.

 

История про Лису и Жучку

 

От вас зависит, нужна вам эта сцена или нет. Можно просто рассказать от лица рассказчика, как было дело. А можно всё подробно сыграть.

И промежуточные варианты тоже все возможны.

Например, Старик ругает Жучку: «Ах ты бездельница, не нужен мне такой сторож! Уходи!» А старуха заступается: «Она не знала, что я курочек в сарай перевела». Жучка: «Я виновата! Но Лиса, она так жалобно просилась...». В таком роде.

Курочек можно как пальчиковые куклы, на каждый палец сделать: лоскуток трикотажной ткани завяжите рыхлым узелком и на палец наденьте – увидите хвостик и головку курочки. Остаётся только глаза и клювик приделать.

А можно из перчатки курочку сделать: головка – на большом пальце, а ладонь – это хвостик.

Можно и из плотного листочка бумаги сделать, и из пластилина или шишечки. Это неважно. Главное – чтобы быстро получилось, а то дети устанут.

Это целая отдельная сказка, сложная довольно, можно в этот раз только её и играть, если детям это по силам. Или отложить на потом.

И вот Снегурочка в лесу... Ах, я бы вышла на природу, в сад или хотя бы на балкон... Впрочем, что ж я вам навязываю своё. Уверена, у вас самих всё гораздо лучше получится

 

Юлия Ивантер, педагог, художник, режиссёр, руководитель театральной студии «Чудовперьях» (http://chudovperyah.com1.ru/)