«Игра в концерт». «Музыкальные салоны»… в детском саду! №1, 2015

Домашнее музицирование – в этом смысл всех занятий музыкой. В тот момент, когда люди вместе играют, поют, они счастливы. Для того чтобы дети тоже могли переживать это счастье, взрослым надо потрудиться – создать условия, организовать для детей такое действо, когда музыка рождается «здесь и сейчас».

 

Проведение концертов для детей и юношества, конечно же, не новость. Но вот проведение цикла концертов классической музыки в отдельно взятом детском саду силами педагогов и детей детского сада и школы, – согласитесь, это смело.

Поход маленького ребёнка в театр, на концерт часто связан с большим эмоциональным и физическим напряжением. Его могут испугать громкий звук, сердитый разговор в соседнем ряду, огромное пространство зала, слишком глубокое кресло, долгая дорога домой… Да, мало ли! И на каком месте среди всех этих впечатлений окажутся впечатления от услышанной музыки?!

 

 

 

 

 

С чего всё началось

 

Сейчас есть возможность проводить концерты в детских садах и школах. Но в этом случае артисты приезжают к детям, которые зачастую просто не догадываются, зачем их собрали в зале. Зал не подготовлен. Да и насколько программа концерта соотнесена с возможностями слушателей? Когда такое предложение поступило в наш детский сад, мы отказались. Зато родилась идея проведения концертов классической музыки своими силами. У нас сложилась своеобразная «игра в концерт», где выступают настоящие исполнители (наши педагоги-музыканты, дети школы и детского сада. Звучит только классическая музыка.

Программа концертов составлена с учётом возраста слушателей. Концерт состоит из двух отделений с антрактом. Любой ребёнок, чувствующий себя неуютно на концерте, может вернуться в группу, где обязательно есть кто-то из взрослых.

 

В чём состоит идея

 

Автором идеи и вдохновителем стала Маргарита Фёдоровна Головина – учитель музыки и мировой художественной культуры, заслуженный учитель школы России.

Заключается эта идея в следующем: постепенно, шаг за шагом, вводить детей в мир классической музыки. На концертах дети знакомятся с музыкой, сочинённой композиторами разных стилей, эпох и народов. Мы слушали музыку Баха, Шостаковича, Чайковского, Моцарта, Мусоргского, Прокофьева, Глинки, Шуберта, Шумана…

Каждый концерт подчинён определённой внутренней идее и с несколько измененной программой проводится трижды. Первый концерт – для детей детского сада (от 3-5 лет) – самый короткий, включающий в себя номера, доступные детям этого возраста. Программа следующих двух концертов усложняется в соответствии с возрастом слушателей – учащиеся 1-2 классов (6-7 лет) и 3-4 классов (8-10 лет).

Концерты проводятся в музыкальном зале детского сада, оформление которого на каждом музыкальном салоне неповторимо и своеобразно. Здесь происходят чудеса, от которых захватывает дух. Так, концерт «В гостях у Баха» превратился в музицирование «в доме Баха», где стоит орган и присутствуют члены его семьи. Гостиная Чайковского мало чем напоминает гостиную Баха: здесь воссоздаётся целый день жизни ребёнка – с утренней и вечерней молитвами, играми, радостными и печальными событиями. А на концерте, посвящённом Моцарту, на сцене «музыкальные инструменты» в полном соответствии с порядком из расположения в симфоническом оркестре.

Бессменный ведущий концертов – Маргарита Фёдоровна. Благодаря ей, концерт больше напоминает увлекательную беседу, во время которой у детей есть возможность подирижировать музыкой, иногда потанцевать, коснуться музыкальных инструментов…

Концерты организуются по традиционной схеме. Сначала появляется афиша, объявляющая о предстоящем концерте, с указанием темы и имён исполнителей.

Затем в группах детского сада и классах начальной школы предлагаются билеты, и только ребёнок может решить, идти ему на концерт или нет. Билет даёт право идти на концерт с родителями, с братом или сестрой, бабушкой или дедушкой. Вместе с тем отсутствие билета не лишает права попасть на концерт. Билет в данном случае – знак традиционного прохода в театр. Кроме того, его можно сохранить на память, как и программку.

 

 

 

 

 

Красочно оформляется программка. В ней, кстати, есть детский или юношеский портрет композитора. После концерта или в конце года с программой можно поработать в группе или классе, вспоминая те или иные произведения, составляя заявки к заключительному концерту.

Концерт состоит из двух отделений с обязательным антрактом, во время которого работает буфет.

Афиша, билеты, программки, построение концерта, угощение в буфете – дань традиции театра, с которой дети знакомятся уже в детском саду, начиная с трёх лет.

В результате «игра в концерт» превращается в некое действо, с обязательным преддействием и последействием. Складывающееся в игре культурное пространство становится естественной средой. Концерт – это для нас своеобразный праздник, к которому мы готовимся внутренне и внешне (концертные платья и фраки исполнителей, светские костюмы слушателей) и который становится неотъемлемой и необходимой частью нашей жизни, сущностной традицией.

 

Преддействие

 

Определены темы концертов цикла. Во время подготовительной работы обсуждается программа концерта, следует серьёзная и кропотливая работа в библиотеках, отбираются музыкальные произведения, которые, может быть, войдут в программу будущего концерта. Окончательно в программу попадает четвёртая часть предлагаемых произведений.

Следующий этап работы – обсуждение будущих номеров с возможными исполнителями. Важно, что исполнителями могут быть все – начиная от детей 4 лет и кончая взрослыми 60 лет и старше. Как правило, исполнителю предлагается несколько вариантов номеров. Право окончательного выбора остаётся за исполнителем.

Затем начинается собственно репетиционная работа. Для многих номеров необходимо подготовить 2-3 состава исполнителей, так как выступление в трёх концертах подряд – сложная работа.

Параллельно с репетиционной работой проводится подготовительная работа на уроках музыки и музыкального движения. Ребята знакомятся с музыкой, которую они будут слушать на концерте…

 

Последействие

 

Как правило, яркие впечатления от концертов побуждают детей к творческой работе. Например, после концерта, посвящённого Баху, ребята принесли «нарисованные» ими партитуры и попросили их исполнить.

Вспоминается урок движения, который проходил на следующее утро после концерта из произведений Чайковского. Зрительный зал, сцена, музыкальные инструменты, затемнение для теневого театра – всё оставалось на своих местах, так как вечером должен был состояться ещё один концерт. И весь урок ребята прожили в «театре, который отдыхает между концертами».

После концерта мы обязательно возвращаемся к музыкальным номерам, создавая различные игровые ситуации, имитирующие моменты концерта, дети сами пытаются предстать в качестве исполнителей. Они сами подсказывают тему занятия, так как им необходимо обменяться впечатлениями, разрешить загадки (как устроен теневой театр, из чего сделан нос у Бабы-Яги и т.п.), пишут о своих впечатлениях, отправляют послания и рисунки исполнителям.

Так, после концерта «В гостях у Баха» дети и детском саду, и в школе стали обращаться к исполнителю роли Баха: «Здравствуйте, господин Бах». Можно сказать, что содержание концерта порождает новое содержание нашего общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чем концерты важны для исполнителей

 

Исполнителем может стать любой ребёнок, доказавший, что умеет сосредоточиться, работать на репетициях и на него можно положиться в ответственный момент. С каждым концертом таких ребят становится всё больше. В последних концертах были заняты почти все ребята первых классов – хор учеников начальной школы. Мы ощущаем поддержку и заинтересованность родителей. Они готовы немного задержаться в детском саду из-за репетиции ребёнка, помочь с подготовкой костюмов.

 

 

Почему важны эти выступления для детей? Сложная работа, которую тебе доверили, – это же очень интересно! Это не игра, это очень серьёзно и ответственно! Во всех концертах выступают старшие ребята – ученики музыкальных школ. Мы им очень благодарны, так как их участие позволяет нам значительно расширить программу, познакомить ребят с различными инструментами. А для музыкантов это возможность получить практику выступлений, попробовать свои силы в ансамбле или в качестве аккомпаниатора.

И дети, и взрослые репетируют и выступают на равных, поэтому начинают больше доверять друг другу. Многие из детей испытывают страх перед выступлением и побеждают его. Иногда ситуация складывается так, что взрослый и ребёнок меняются ролями, и тогда ребёнок, провожая взрослого на сцену, говорит: «Вы только не волнуйтесь, всё будет хорошо».

 

«В гостях у Баха»

 

Первый концерт был посвящён Баху. Для большинства слушателей это был первый концерт в жизни. Воспитатели подчёркнуто «не агитировали» ребят. Желание пойти на концерт должно исходить от самого ребёнка.

Детей окружала предконцертная суета – нарядно одетые воспитатели и родители, волнующиеся исполнители, билеты, программки – всё это подогревало любопытство.

Зал был переполнен, это добавляло волнения. Дети постарше постарались занять места ближе к сцене. Были ребята, которые чувствовали себя потерявшимися. Спасибо мамам и бабушкам, помогавшим освоиться и найти место не только своим детям.

Вот дали третий звонок. Концерт начался. В записи звучит органная Хоральная прелюдия ми минор.

Главной декорацией зала был орган, сделанный из картона и бумаги и занимающий всю стену перед зрительным залом. Он притягивал внимание ещё перед концертом, но когда зазвучала музыка, суета и напряжение растворились в ней – орган создавал иллюзию звучащего инструмента.

Музыка затихла. На сцену вышли все участники концерта – Иоганн Себастьян Бах и его дети. Маленькие зрители почувствовали себя желанными гостями в доме композитора. Они присутствовали на домашнем концерте в его семье.

Все артисты были строго и торжественно одеты. Бах вышел на сцену, снимая парик и извиняясь за усталость. Это было очень естественно и понятно: немолодой уже человек, вернулся домой после тяжелого дня и не хочет выглядеть столь торжественным и важным в кругу своих детей.

Вторым номером звучала пьеса «Волынка» в исполнении ансамбля флейты (ученица 5 класса), трёх скрипок (пятиклассник, первоклассница и учитель музыки) и фортепиано (концертмейстер). Интересно, что первоклассница Аня месяц назад взяла скрипку в руки – и вот уже первое выступление. Пока это всего лишь две нотки, но зато в ансамбле мастеров!

Далее звучали два менуэта – «Менуэт ре минор» и «Менуэт соль минор» – в некотором роде соревнование двух скрипачей, пятиклассника и четвероклассницы.

Программа включала в себя произведения современников Баха. Это давало детям представление об общих чертах той эпохи. Дуэт двух скрипок «Полонез» Ф. Э. Баха – совместная работа педагога и ученика – звучала как дуэт отца и сына. Знаменитая «Шутка» исполнялась флейтой и фортепиано.

Прозвучали два вокальных сочинения в исполнении учителей: Ария и хорал «За рекою старый дом». Живой человеческий голос, не искаженный никакими хитроумными приборами, – большая редкость для наших детей.

Сюжет концерта делал следующий поворот: пришло письмо в старинном конверте, запечатанное сургучом. В письме – ноты от Ж. Рамо «Тамбурин». Это произведение прозвучало в исполнении фортепиано в сопровождении бубнов (первый опыт музицирования ребят первого класса), а в «Кукушке» Л.-К. Дакена перекликались флейта и скрипка.

Концерт подходит к концу. В доме Баха наступил вечер. Усталый композитор берёт скрипку. Звучит Адажио из «Концерта для гобоя с оркестром». Завершается вечер органной Хоральной прелюдией фа минор, которая звучит в записи. Опустевшая стена, мерцание забытой свечи…

На занятиях утром следующего дня слушали органную Хоральную прелюдию, стоя близко-близко к органу. Казалось, что звучат его картонные трубы.

Потом ребята принесли свои ноты, нарисованные на больших листах бумаги. Они были чёрные и красные, жёлтые и синие, можно было увидеть аккорды и арпеджио. Дети, затаив дыхание, слушали, как Ольга Евгеньевна «исполняла» написанную ими музыку.

В тот день в детском саду было очень тихо.

 

Елена Мельникова, музыкальный руководитель, дошкольное отделение ЦО «Школа самоопределения» №734, г. Москва

Ольга Плотникова, старший воспитатель того же сада