История одной новогодней ёлки. Конспект рабочего чаепития №8, 2014

Главное – чтобы дети сами всё придумывали. Когда по указке взрослого – то это путь к штампам. Поэтому лучше не вмешиваться и помогать, только когда просят и только о чём просят.

 

Когда-то давно эти две переоборудованные квартиры на первом и втором этажах жилого дома в Измайлове занимал детский сад. А потом это помещение отдали школе, и здесь поселились три класса (больше не вмещалось), обучение в которых происходило в социо-игровом стиле. Так и возник Образовательный центр «Азъ».

В один из декабрей учителя-азовцы – Сергей Владимирович, Ольга Петровна и Анна Игоревна – собрались после уроков на летучку, чтобы разобраться, что делать на предстоящем новогоднем празднике и каким этот праздник может быть, если в Центре в тот год обучались 1, 4 и 8 классы. На чаепитие они позвали Вячеслава Михайловича Букатова, который тогда курировал в школе социо-игровое направление.

Итак, конспект рабочего чаепития.

 

Девочка Надя и спецназ

Рассказ Анны Игоревны, учительницы 4 класса

 

На новогодний спектакль мои дети решили позвать первоклашек.

У них две истории сочинились. Первая – про девочку Надю. Она легла перед сном почитать, заснула, и злой волшебник украл у неё книжку. Когда она обнаружила пропажу, то пошла её искать. Первоклассникам там три задания предлагаются. Волшебник школу заколдовал, и, чтобы её расколдовать, им надо решить примеры. Потом он заколдовал профессии, а они их будут расколдовывать. В конце девочка книжку находит, все довольны, все счастливы.

Вторая история такая. Выходит хор девочек с одним мальчиком во главе. Поздравляют всех с Новым годом и заводят: «В лесу родилась ёлочка…». И тут врываются наши мальчики с автоматами – изображают спецназ (кошмар, конечно, но что делать – такой сценарий придумали). Но тут выходит ещё один мальчик и говорит: «Что это вы? Я вам новогодние подарки принёс от Деда Мороза, а вы…» Все говорят друг другу: тише, тише. А он продолжает:

Но я вам их не отдам, потому что сначала вы мне должны кое-что принести. Я вам не могу сказать, что я принёс, потому что если я скажу, то это сразу исчезнет. Поэтому мы вам сейчас загадки загадаем.

Загадывают. На первую загадку ответ – вода. А вода в сундуке. Посланник Деда Мороза кого-то выбирает, тот бежит к сундуку и тащит бутылку воды.

На вторую загадку ответ – конверт. Несут конверт.

На третью – ключ. Посланник говорит: «Я сейчас проверю, тот ли ключ вы мне принесли». Берёт банку, вытаскивает ключ, из пакета высыпает белый порошок и заливает водой. Тут такая бурная реакция – сода с уксусом. «Да, – говорит, – тот», – и вручает новогодние подарки.

После чего класс отправляется наверх пить чай. Приходят – а комната закрыта. Вот тут-то и становится нужным ключ из загадки.

Но когда репетировал спецназ, я думала, что это – в первый и последний раз. Как лихо они ворвались! Я сказала, что если они будут так грубо себя вести, то поменяю их на девочек.

А тут ещё мальчик расстроился, который выходил вместе с хором. Кто-то предложил такой хороший ход: чтобы хор девочек выводил на сцену дирижёр. Но сам тот парень хочет играть спецназовца! А когда он понял, что ему от роли дирижёра не отвертеться, то пустился в дипломатию: «Давайте пусть кто-то ещё репетирует дирижёра. Если я заболею, надо же, чтобы кто-то меня заменил. А так нас будет двое, да и обидно не так будет...»

Тогда мы придумали поставить на роль сразу двоих, и пусть играют одновременно! Как? А вот как: один другому на плечи сел, и получится составной человек – верзила-дирижёр. Им было необидно и нескучно. Роль вышла похлеще, чем у любого спецназовца. Только пришлось особый костюм сшить – длинный балахон.

 

Возраст авантюр

Рассказ Сергея Владимировича, классного руководителя 8 класса

 

В прошлом году я предложил своему классу что-нибудь сделать для первоклассников на Новый год.

Сначала они выбрали «Федорино горе». Эту вещь мы полтора года назад ставили в театральной студии, и тогда получилось классно. Ребята сами написали сценарий.

Спектакль начинался с того, что Чуковский сидит и пишет. Потом он уходит, а Федора, его служанка, обнаруживает рукопись. Жуткую совершенно. В ней она названа жабой и так далее. Возникал конфликт, завязывалось действие. И ребята были довольны, и зрители участвовали во всём этом.

А на этот раз, когда мы собрались на репетицию, стало ясно – нам это не по зубам. Всё как-то не получалось.

В конце концов я понял, что на нас слишком давят воспоминания о прошлом замысле. И я скомандовал детям и себе: стоп! Они с облегчением вздохнули. Меня это даже несколько задело, но я сказал как ни в чем не бывало: «Ну тогда давайте разбегаться, а позже решим, что и как».

Но один мальчик, недолго думая, вдруг сразу предложил «Ревизора»! У него идея была, а другие её подхватили, и мигом одну сценку сымпровизировали. Причём Хлестакова играла девчонка. Все смеялись до слёз. Здорово сделали!

На следующую репетицию новогоднего спектакля они уже принесли целую рукопись – сценарий, который придумала одна из учениц, Марта. Там у неё все роли были расписаны для одноклассников. Роли тут же, за моей спиной, и раздали… Оказывается, в день показа спектакля у Мартиной мамы день рождения. И они придумали в качестве подарка показать для её мамы спектакль по Мартиному сценарию.

Получилось несколько сценок из «Ревизора» на трёх листах – всё как бы не связано, но какая-то логика есть. Им понятно. Марте понятно. Что ещё нужно?.. Возраст авантюр!

 

Из зрительного зала

Реплика Ольги Петровны, учительницы 1 класса

 

Моим первоклашкам на старших детей было очень интересно смотреть. Они были в восторге от волшебной сказки и спецназа. Но им и на «Ревизора» очень захотелось попасть… Мы сначала к одним на спектакль сходили, а потом побежали к другим. Довольны были страшно, хотя устали. А переходя из класса в класс, чуть не опоздали. Торопились, спотыкались. Но ведь всё хотелось посмотреть, ничего не упустить…

И вот я теперь думаю: а нельзя ли сделать так, чтоб Новый год был общим? В этом году мне с моими малышами не хотелось бы делить праздник по классам. Может, моих задействовать в массовках к спектаклям старших?

 

Наподобие средневековой мистерии

Режиссерский комментарий В.М. Букатова, доктора педагогических наук

 

В школе возникла идея объединить разные жанровые действа, предложенные разными классами, в единый праздник. Если собрать всех на единую сценическую площадку, то это не очень хорошо. Актёры не удержат внимание зрителей. Им будет легче, если сделать в зале несколько маленьких площадок в разных углах зала. Наподобие средневековой мистерии.

Каждая площадка – это, скажем, четыре парты: составить их вместе и накрыть чем-нибудь. Чисто мизансценически легче играть на маленькой площадке – нет проблемы, куда руки деть, ноги. Только бы актёры с них не падали!

А зрители могут сидеть вокруг площадок на полу. Когда начинается новое действие, они встают и перемещаются к следующей площадке. Им нужно двигаться, иначе не усидят. Особенно если это младшеклассники.

Спектакли стоит показывать в определённом порядке.

Первым стоило бы показать спектакль про девочку Надю. Кстати, учитывая, что главные зрители – первоклашки, хорошо бы делать его со свечами. Раз девочка заснула и действие происходит в её сне, то и представление идёт в полутьме – только при свечах.

Последним лучше всего поставить спектакль про спецназ. И тут хорошо бы ввести в действие второй этаж… Спецназ – наверху. После спецназа – сюрпризы, но опять на первом этаже!

А сценки из Гоголя тоже хорошо бы сделать на втором этаже. Восьмой класс заранее должен приготовить это помещение под «Ревизора». Младшие классы приходят, садятся на пол, смотрят сцены и из этого как бы вполне культурного действа спускаются потом вниз – в класс, где будет происходить всякое волшебство и мистерия.

Хотя возможен и другой порядок. Если зрители только младшеклассники, даже лучше начать с волшебства. Потом выгоднее давать «Ревизора» и только потом – спецназ.

А со спецназом можно так. Если предлагается идти на второй этаж, то пусть дети и идут – восьмиклашки с первоклашками. А родителям первоклашек сказать, чтоб они в это время для зрителей и участников чай устроили внизу. Родители опять же при деле будут.

Главное – что хотят, то пусть и делают. Когда они придумывают всё сами – в этом нет вреда с точки зрения художественной педагогики. Когда по указке взрослого – то это путь к штампам. Поэтому лучше не вмешиваться и помогать, только когда просят. И только в том, о чём просят.

Если за оставшиеся две недели ваш спектакль вдруг рассыплется, то ничего страшного. Они могут подготовиться и за день до праздника, и даже за полтора часа. Но только если сами! Не удивляйтесь, если они того же «Ревизора» за полтора часа до праздника на «Щелкунчика» поменяют. Кто ж их знает, что этим детям в голову взбредёт!