«Деньзадет». Крымский поезд-праздник в шести остановках и семи мудростях №4, 2014

Елена Глушко, педагог-психолог, мама четверых детей и бабушка троих внуков, г. Калуга

Захотелось устроить детворе внеочередной (между очередными днями рождения) праздник. Надо было за что-то зацепиться, мы и зацепились за 1 июня, День защиты детей – «Деньзадет», как мы его назвали. Праздник стал для детей некоторым отдыхом от «трудовых будней» – бухт, походов, купаний, ныряний, гор, солнца. А для их родителей – некоторым испытанием: а как у меня с терпением, с приятием своего ребёнка?

 

 

Мы знаем друг друга уже не первый год. Мы – это несколько семей (бабушки, мамы-папы и наши многочисленные дети от 0 до 9 лет), которых объединяет любовь к Крыму, естественное родительство, состояние «детности» (по Симону Львовичу Соловейчику, к которому я отношусь с огромным пиететом и чьи книги как раз читала в то лето).

Мы подолгу отдыхаем в крымском Новом Свете, так что это уже не отдых получается, а жизнь. И вот мне и моей взрослой дочери Наде захотелось устроить детворе внеочередной (между очередными днями рождения Алисы и Фила) праздник. Детвора наша такая: мой младший сын Герман восьми лет, пятилетний Тимофей, трёхлетки Филипп и Евсей, двухлетки Рома, Аркаша и Алиса, полуторагодовалая Варя и одиннадцатимесячная Анечка.

Надо было за что-то зацепиться, мы и зацепились за 1 июня, День защиты детей – «Деньзадет», как мы его назвали.

Праздник стал для детей некоторым отдыхом от «трудовых будней» – бухт, походов, купаний, ныряний, гор, солнца. А для их родителей – некоторым испытанием: а как у меня с терпением, с приятием своего ребёнка? Дело в том, что мы сознательно вплели в события праздника моменты, когда каждый из взрослых участников читает доставшийся ему по случайному признаку билетик с небольшими цитатами из книжек С. Соловейчика «Педагогика для всех» и «Последняя книга» (выписывала я сама – то, что на душу особенно легло или наболело).

Утро началось с того, что в можжевеловой роще мы соорудили «конфетное дерево». Развесили на ветках можжевельника конфеты, черешню, мармеладки, печенюшки… Развесили на разных уровнях, так чтобы и малыши могли дотянуться, ну а кто повзрослей – тому бы пришлось повыше взобраться…

 

Итак, поехали!

Мы действительно будем ездить. После моих слов: «Мы будем сегодня много ездить в автобусе, выходить на разных остановках и снова садиться в автобус» – мама двухлетнего Ромы сказала: «Ой, мы тогда с вами ненадолго, нам нельзя далеко уезжать, нас папа ждёт, нам сегодня надо успеть на Генуэзскую крепость». Вот смеху-то было! Если взрослый поверил в существование автобуса, представьте себе ожидания детей…

Я – Лето, у меня на голове венок из ковыля, ведь сегодня первый летний день. Я предлагаю каждому из детей взять у кассира (это Герман, он на равных со взрослыми помогал готовить праздник) билет на автобус и отдать его своей маме или бабушке. Все билеты – с номерами, внутри каждого – цитата из Соловейчика. Каждому взрослому предстоит в определённый момент прочесть её вслух.

Дети и родители занимают в автобусе места «согласно купленным билетам». Автобус – табуретки, составленные по парам в ряд. Впереди – «водительское место» с рулём… от велосипеда!

На «водительском месте» посидят все дети по очереди.

У кого первый билет – читайте, что внутри.

Билет 1.

«Любовь к детям чиста и высока потому, что она бесцельна: ты ничего не добиваешься от детей и ничего не ждёшь от них. Вот этого не понимают многие родители – они строят свои отношения с детьми по той же схеме, что и со взрослыми, они ждут и требуют взаимности, и чем больше они ждут ответного детского чувства, тем меньше у них надежд получить его и тем хуже результат воспитания. Во всех случаях, когда я видел, что родители требуют взаимной любви от детей и обижаются на них за нелюбовь к ним, – во всех этих случаях дети вырастали дурными людьми».

Водитель (Герман – ему по считалочке первому досталось) дёргает за колокольчик и… поехали! Пока едем, поём несколько куплетов из песен «Мы едем-едем-едем в далёкие края…» и «Мы в автобусе сидим…». Ездить будем много и эти песенки чередовать.

 

Остановка 1. «Лесная»

Задание детям: по «кочкам» (листы А4, раскрашенные гуашью на вчерашнем занятии рисованием) пробраться на «лесную полянку» (дальняя сторона двора). Кто сам, кто с мамой – пропрыгали. Ой, кажется дождь собирается!

Игра «Дождевая тучка». Взрослые за четыре угла держат большое покрывало («тучка») и набрасывают его на пробегающих под ним детей. Хохоту, визгу!..

Когда азарт снижается, предлагаю детям занять свои места в автобусе.

Водитель меняется – теперь это Евсей (гордый!), который сидел за Тимошей во втором ряду.

Зачитывается билет №2.

«Детям, да и взрослым, нельзя делать замечания. Если замечания сыплются на каждом шагу, человек принимает их равнодушно. Совесть его притупляется. Если же замечаний не делать – совсем не делать, никогда и ни при каких обстоятельствах, – то редкие замечания, которые всё-таки выпадают на каждую жизнь, буквально переворачивают душу.

Много лет назад ко мне в гости пришёл сослуживец и привёл с собой десятилетнего внука. И началось: «Саша, сядь, Саша, не трогай, Саша…» Мальчик не обращал внимания на деда, но мне его стало жаль. Я поступил крайне непедагогично; я сказал: «Саша, каждый раз, когда дедушка делает тебе замечание, бери с него десять копеек». Дедушка чуть не поперхнулся, а Саша и на мои слова не обратил внимания. Окончание обеда было для дедушки мучительным. Он то и дело хотел одёрнуть внука, но бросал взгляд в мою сторону и прерывал себя на полуслове. Наверное, он был не рад, что вздумал прийти ко мне в гости, да и я корил себя – я то ведь хуже всех, я как раз и сделал замечание, да ещё какое суровое. Но спустя много лет дедушка-сослуживец напомнил мне эту историю и сказал, что все его отношения с внуком переменились после того случая и что мальчика тоже стало не узнать».

Без комментариев.

Едем дальше. Поём.

 

Остановка 2. «Рисовальная»

 

По двору в доступных местах разложены мелки, бумага, карандаши, гуашь. Рисуют кто, где, что и чем хочет. Малыши-однолетки, в основном, мелом по асфальту орудуют. Кто постарше – на картину гуашью замахнулся. Тимоха вот нарисовал большое яблоко.

А что это за квадратики на яблоке, Тимоша?

Это домик червяка. Вот дверь, а вот окошко.

Есть только одно общее задание – на бетонированном пространстве дворика каждому (и взрослому, и ребёнку) оставить свой «автограф»: обвести ладошку – раскрасить её цветным мелком – подписать.

Садимся в автобус.

Теперь водитель – Алиса с мамой.

Зачитывается билет №3.

«Воспитывайте детей, не делая им замечаний. Охраняйте детство от замечаний и упрёков. Воспитание без замечаний – лучшее, что вы можете дать своим детям. Замечание сделать очень легко, оно не требует душевных усилий. Но если на замечание наложен запрет, то вам каждый раз приходится искать какие-то необычные, нестандартные пути, вы становитесь творческим педагогом, меняетесь, обогащаетесь, и это обогащение, этот поиск делают вас интересным для ребёнка человеком, что не может не сказаться на воспитаннике. Вот почему дети, выросшие не только без наказаний, но и без замечаний, как правило, становятся совестливыми людьми».

Едем, поём.

 

Остановка 3. «Стихотворная»

В пригласительных билетах, которые мы раздали за 3 дня до праздника, каждому участнику предлагалось подготовить маленькое стихотворение, и сейчас настало время поделиться домашними заготовками.

Никакой обязаловки – кто захотел, тот и вышел. Не удержусь и приведу один номер импровизированного концерта.

Мама Маша и два её сыночка Тим и Фил спели нам песню собственного сочинения (хоть и на известный мотив), которую они придумали по дороге в Бобровую бухту (примерно час ходьбы):

Мы шагаем по дороге (топ-топ-топ-топ),

Мы на пляж идём пешком (топ – 4 раза).

Нас несут в Бобровку ноги (топ – 4 раза),

Скоро мы туда придём.

 

Припев:

Ты никогда, пожалуйста, (4 хлопка)

На Новый Свет не жалуйся (4 хлопка).

Он переполнен тайнами (2 хлопка) –

Необычайными (снова 4 хлопка).

 

Будем там мы все купаться,

Будем кашу вместе есть.

На песке будем валяться,

Ну и песни вместе петь. (Припев.)

Опять посадка в автобус. Водитель меняется, теперь это маленький Филиппок.

Слушаем Соловейчика. Билет №4.

«Ложь нехороша, но из двух зол ложь ребёнка – зло меньшее, нежели родительское разоблачение лжи. Собственная ложь всегда сопровождается стыдом, а это великое чувство. Стыд возвышает душу. Разоблачение же непоправимо унижает. Когда ребёнок лжёт, он надеется в следующий раз избежать лжи. Когда ребёнка разоблачают, ему некуда деться, он попался и пропал. Этим, собственно, отличается любящий от нелюбящего. Кто любит, тот не разоблачает; кто не любит, тот только делает, что подозревает и разоблачает, причём разоблачение доставляет ему мстительную радость – и при этом он ещё чувствует себя правдолюбцем».

Едем дальше, поём.

 

Остановка 4. «Театральная»

Представление заранее никто не готовил. Договорились, что будет «Репка», потому что персонажей много (задним числом подумали, что можно было взять «Под грибом» Сутеева). А ещё был договор с Германом, что он будет дед, и с Надей – что она будет репкой.

И вот выходит дед с лопатой, ковыряется, якобы сажает репку. «Выросла репка большаая-пребольшаая…» Надя – прыг в ямку и села. Стал дед её за голову тянуть, а вытянуть не может. Позвал дед бабку.

Кто будет бабкой?

Вызвалась Маша, бабушка Тима с Филом. Быстренько нацепила фартук и платок, ухватилась за деда. «Тянут-потянут…»

Внучка! Кто будет внучкой? Скорей сюда!

Выбежал… Евсей! Ухватился за бабку…

А кто будет Жучкой? Кошкой? Мышкой?..

Прибежала мышка (это был двухлетний Рома с мамой) – вытянули репку-Надю! Надя вскочила на ноги, цепочка рассыпалась – смеху было!

Аплодисменты артистам, и – поехали дальше.

Билет №5.

«В разоблачителе ещё вот что страшно: он всегда чувствует себя победителем. Но если мать разоблачила сына – победительница ли она? Победу ли она одержала? А если победу – то в какой войне? С кем? Воспитание как война с ребёнком – о, это ужаснейшее явление, и что делать, что сделать, чтобы прекратились, остановились эти невидимые, но страшные войны, которые начинаются с благостного желания сделать ребёнка хорошим, достойным человеком, а кончаются полной потерей ребёнка.

Не воюйте с детьми. Всё, что угодно, только не воюйте.

Вот список запретов в воспитании, о которых мало кто знает; и ещё меньше людей, которые признают эти запреты безусловными:

запрет на замечания и упрёки;

запрет на подозрения и разоблачения».

 

Остановка 5. «Мыльные пузыри»

Ну это чтоб совсем малышам (а их у нас вон сколько: Анечка – 11 месяцев, Алиса, Варя, Аркаша, Рома – по 2 года, Филя и Евсей – по 3 года) побегали, порадовались. И мы вместе с ними. Флакончик с пузырями есть у каждого…

Сели в автобус. Билет №6.

«Я представляю себе лишь один род отношений с людьми – в контакте или в стремлении к контакту. Контакт – не взаимопонимание, не единство душ и умов, а просто прикосновение, точка соприкосновения в отношениях с человеком. Если она есть, если я её чувствую – я человек, и все мои способности при мне. Если такой точки нет, если нет контакта – я становлюсь тупицей. Вот так и в воспитании детей. Я написал книгу о том, как воспитывать детей в контакте с ними, как его устанавливать, налаживать, поддерживать, сохранять в любых житейских обстоятельствах».

Приехали на железнодорожный вокзал. Пересаживаемся на поезд. Дети и взрослые друг за дружкой идут по тропинке в можжевеловую рощу к «конфетному дереву» (примерно 400 метров). «Чух-чух-чух…», – гудят и поют: «Голубой вагон бежит, качается…».

 

Станция 6. «Конфетное дерево»

Для некоторых малышей этот могучий можжевельник стал первым в жизни огромным деревом! Волшебным! Съедобным!

Всё, что сорвали с дерева, принесли «в кафе» на общий стол – расстеленную на земле скатерть. Тут уже было готовое какао и пряники в шоколаде.

Пока дети ели, взрослые слушали последний билет №7.

«Старый орёл с тремя орлятами был на маленьком острове, когда вдруг поднялась буря и вода стала заливать остров. Орлята сами до земли долететь не могли. Орёл взял одного на крыло и полетел с ним к берегу. По пути он спросил:

Видишь, сын, как я забочусь о тебе? Скажи, когда ты вырастешь, а я стану старым и немощным, будешь ли ты так же заботиться обо мне?

Конечно, отец! – с жаром воскликнул молодой орлёнок.

Отец сказал:

Мне жаль, что сын у меня вырос лжецом, – и сбросил орлёнка в бушующее море.

Вернулся за вторым. Снова тот же вопрос, снова тот же ответ – и второго сына бросил в море старый мудрый орёл.

Полетел за третьим.

Скажи, сын, когда я стану старым и немощным… Обещаешь ли ты?..

Нет, отец, – ответил третий орлёнок. – Но я обещаю, что буду заботиться о своих детях так же, как ты обо мне.

И орёл донёс сына до берега.

Ничего более мудрого о воспитании детей я не читал».

Всем спасибо за хорошую компанию! Пора на море!