Игры «на ходу». А также в очереди, транспорте и на прогулке №2, 2014

Ситуация, знакомая всем родителям: нужно дойти из пункта А в пункт Б, затратив на это минимум времени и нервов. Или необходимо занять ребёнка на прогулке, когда на дворе и площадке осенняя слякоть. Или скоротать время в транспорте, в очереди к врачу. Самое простое решение – дать ребёнку телефон с играми. А можно использовать это время для полноценного, взаимно радостного общения и ненавязчивого, а значит, успешного развития.

 

Игра 1 (ну очень уличная). «Счастливая машина»

 

Каждый из игроков выбирает себе число в пределах 10. Далее смотрим на встречные машины и складываем цифры на их номерах, если получилось двузначное число, складываем цифры этого числа. Например, если получилось 21, складываем 2 и 1. Выигрывает тот, кому встретилось больше машин с его «счастливым» числом.

А теперь игра с буквами на номерах. Выбираем машину, смотрим буквы на её номере и составляем из этих букв слово. Для малышей берём две буквы, для детей постарше – все три, для подростков и взрослых – придуманное слово должно содержать буквы в том порядке, в каком они стоят на номере машины.

 

Игра 2. «Я знаю пять…»

 

Первый игрок говорит: «Я знаю пять имен девочек (мальчиков, цветов радуги, деревьев и т.д.). Далее все по очереди называют пять объектов, заданных темой.

Когда пять объектов названы, следующий игрок задаёт новую тему: «Я знаю пять … (профессий, названий городов на «К», объёмных фигур и т.д.). Если игрок по ошибке назовёт шестой объект, он должен выполнить шуточное штрафное задание.

 

Игра 3. «Синонимы, антонимы»

 

Суть этой игры понятна из названия. Будьте готовы, что после трёх конов придётся заглянуть в соответствующие словари, чтобы ввести в игру новые слова. Зато после десяти конов собеседование при поступлении в школу не вызовет затруднений.

 

Игра 4. «Большой – маленький»

 

Игра для малышей на образование уменьшительно-ласкательной формы существительных. Для начала игры можно предложить зачин: «В некотором царстве, в некотором государстве жил большой великан. А рядом поживал маленький гномик. У Великана был большой дом, а у Гномика маленький …» (здесь нужно сделать паузу и подождать, пока малыш сообразит, что у Гномика должен быть «домик»).

Дальше придумывайте вместе с малышом, что ещё было у Гномика и Великана, что они делали и какие приключения с ними происходили. Предложите малышу придумать несколько уменьшительно-ласкательных форм, например, «нога-ножка-ноженька».

В этой игре можно обратить внимание старших детей на то, что не все слова имеют уменьшительно-ласкательную форму (например, «океан», «танк») и придумать как можно больше таких слов. И обязательно поймайте своих игроков на уменьшительной форме слова «ворона».

 

Игра 5. «Кто лишний?»

 

Ведущий (не только взрослый!) называет четыре предмета (понятия, явления), три из которых можно объединить по общему признаку, а четвёртый является лишним. Например, ведущий говорит: «Собрались вместе волк, собака, кошка и корова. Кто лишний?».

Задача проста: выделить лишнее и объяснить свой выбор, но, в зависимости от особенностей ребёнка и образовательных целей, можно изменять акценты.

 Обратите внимание на подбор обобщающего слова: «лишний здесь волк, потому что собака, кошка и корова – ДОМАШНИЕ животные, а волк живёт в дикой природе».

 Для тренировки внимания и памяти введите правило, что три «нелишних» объекта нужно обязательно повторить, на более сложном уровне – в том же порядке, в котором они были названы водящим (как показал игровой опыт, детям это непросто).

 Придумывайте задачки с несколькими решениями. В нашем примере лишним может быть как дикий волк, так и травоядная корова.

Дорогие взрослые! Обязательно выслушивайте объяснения ребёнка, даже если он дал «неправильный» ответ. Тогда вы узнаете, что в наборе «ёлка, берёза, дуб, клён» лишней окажется не хвойная елка, а дуб, потому что у него единственного в названии нет звука [ё].

 

Игра 6. «Слова наоборот»

 

Начните с простых слов, состоящих их трёх звуков. Водящий в уме «переворачивает» слово («сок-кос») и озвучивает получившееся, а игрок должен назвать исходное слово. Очень скоро в игре появятся слова, состоящие из 4 и 5 звуков, а потом и более длинные.

Со старшими детьми можно поговорить о палиндромах: «А роза упала на лапу Азора».

 

Игра 7. «Три слова на одну букву»

 

Эта игра взята из книги А.К. Вестле «Мама, папа, 8 детей и грузовик».

Правила игра просты: выбирается буква и надо составить предложение из трёх слов, начинающихся на эту букву. Заранее договоритесь, можно ли использовать предлоги.

 

Игра 8. «Цепочка из слов»

 

Все помнят игру в города. Таким же образом с малышами можно играть просто в слова, это отличная тренировка фонематического слуха.

Вар. 1. Для развития игры можно договориться, что следующее слово начинается не на последнюю, а на какую-нибудь другую букву, например, на предпоследнюю или третью.

Вар. 2. Для старших детей игру можно еще усложнить. Следующее слово в цепочке должно начинаться на три последние буквы предыдущего, прочитанные в обратном порядке. Например, «комар-рама-амазонка». Помогая друг другу, попробуйте составить максимально длинную цепочку.

 

Игра 9. «Снежный ком»

 

Правила игры: водящий придумывает зачин и начинает игру. Например: «Мы пошли гулять и увидели …» («Мы пошли в магазин и купили ...»). Каждый следующий игрок повторяет сказанное и добавляет своё слово. За ошибки в цепочке игрок отдаёт фант.

Когда цепочка становится слишком длинной, игра прекращается, а фанты отыгрываются. Это отличная возможность повторить понятия «лево-право», придумывая задания для левой-правой руки-ноги. Например, сделать левой ногой три больших шага, а правой – три маленьких.

 

Игра 10. «Существительное – прилагательное – глагол»

 

Из имени существительного нужно составить однокоренные имя прилагательное и глагол. Или в обратном порядке: из глагола – существительное и прилагательное. И вместе посмеяться, размышляя о том, что могут обозначать такие необычные слова, как «фонарничать» или «арбузить».

Доброго всем пути!