Нетрадиционные техники рисования. Каждая как маленькая игра. №6, 2013

Главное в моей работе – чтобы занятия приносили детям радость. Дети огорчаются, если что-то не получается. Видя, что первые неудачи вызывают у них раздражение или разочарование, я стараюсь позаботиться о том, чтобы их работа была успешной. На этот раз я решила попробовать нетрадиционные техники рисования.

 

Когда дети обнаружили, что нет привычных кисточек и карандашей, то были очень удивлены.

А что мы сегодня будем делать?

Рисовать.

Стали гадать, чем. А когда узнали, что пальчиками, удивились ещё больше.

Темой занятия была роспись сарафана для матрёшек. И единственный страх, который остался у детей и исчез после первого же занятия, был страх испачкать руки. Дети с удовольствием макали один палец в красную краску, другой – в синюю, третий – в зелёную.

В результате у всех детей всё получилось. Рисунки были красочные и весёлые. Боязнь «не умею, не могу» была побеждена!

Теперь, если я предлагаю порисовать, первая реакция детей – радость и немедленный вопрос: «Чем мы сегодня будем рисовать?» Каждое занятие удивляет детей новизной и неожиданным решением.

Всего используем 13 различных техник: рисование пальчиками, различные оттиски и печати (из поролона, из картофеля и моркови, ластика, пробок и др.), воздушные фломастеры, граттаж (цветной и чёрно-белый), набрызг, рисование пёрышком, нитками и т.д. – все они пришлись по душе мне и моим детям. Иногда при создании работы используем несколько технологий сразу.

Любая нетрадиционная изобразительная технология даёт ребёнку возможность выбирать, думать, искать, пробовать. Разве неинтересно узнать, что получится, если русский народный костюм рисовать цветным клеем, а павлово-посадские шали – техникой узелкового батика?

Разнообразие способов рисования в декоративно-прикладном искусстве рождает у детей оригинальные идеи, развивает фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции в оформлении работ. Работы получаются красочные и весёлые.

Кроме того, мы с детьми сами придумываем и изготовляем некоторые инструменты для рисования. Это разнообразные «тычки», печатки, инструменты для работы в технике «граттаж». Для росписи филимоновской игрушки – пёрышко (до сих пор мастерицы Филимоново используют его для росписи глиняных игрушек). А для рисования вологодских кружев – нитки…

Необычные способы рисования так увлекают детей, что, образно говоря, в группе разгорается настоящее пламя творчества, которое завершается выставкой детских рисунков.

 

Техники, которые мы используем

  1. Рисование пальчиками.

Средства выразительности: пятно, почка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения. Ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

 

  1. Печать «тычком» и ватной палочкой.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которой краска, гуашь, палочка, на конце которой закреплён шарик из поролона, ватная палочка, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения. Ребёнок набирает краску на тычок или ватную палочку и наносит оттиск на бумагу

 

  1. Оттиск печатками из овощей.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из овощей.

Способ получения изображения. Ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.

 

  1. Рисование карандашным штрихом.

Средства выразительности: линия, пятно, штрих.

Материалы: карандашный штрих, трафареты из плотной бумаги любого цвета и размера.

Способ получения изображения. Ребёнок берёт карандашный штрих и осуществляет задумку путём давления на штрих.

 

  1. Воздушные фломастеры.

Средства выразительности: яркие цвета, набрызг по всему листу, точка, фактура.

Материалы: воздушные фломастеры – блопены, трафареты в соответствии с темой, белые листы.

Способ получения изображения. Ребёнок выбирает трафарет, располагает его на белом листе, берёт необходимый фломастер, готовит его к работе и, соблюдая правила длительности выдоха, дует в него, направив фломастер на трафарет; чтобы составить рисунок, необходимо несколько трафаретов расположить на листе, раскрасив их нужными цветами; чтобы закончить рисунок, нужно нарисовать фон.

 

  1. Рисование цветным клеем.

Средства выразительности: линия, штрих, цвет.

Материалы: клей ПВА разводится темперными красками в разной пропорции, в зависимости от нужного насыщения цвета.

Способ получения изображения. Ребёнок берёт тюбик цветного клея и рисует, выдавливая из тюбика клей.

 

  1. Холодный батик.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: краска гуашь, кисти, кольцо для закрепления ткани, можно вместо кольца завязать ткань узелком.

Способ получения изображения. Ребёнок берёт ткань в нужном месте (там, где будет располагаться элемент) и продевает её в кольцо. Кистью набирает краску и красит ткань, которая находится в противоположной стороне от маленького «хвостика». Затем достаёт ткань из кольца, разглаживает и прокрашивает нужные места ткани.

 

  1. Граттаж.

Средства выразительности: линия, штрих, цвет.

Материалы: картон либо плотная белая бумага, свеча, широкая кисть, чёрная тушь, жидкое мыло (примерно 1 капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.

Способ получения изображения. Ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь, смешанная с жидким мылом или зубным порошком. После высыхания палочкой процарапывается рис.