Домашний праздник Азбуки. С экскурсией по дому, инсценировкой и секретными заданиями №3, 2013

Вы знакомите ребёнка 4–6 лет с буквами. Последние занятия мы предлагаем посвятить подготовке и проведению домашнего праздника. А какой же праздник без гостей?!..

 

Часть 1. Предпраздничные хлопоты

 

Приглашения

Отправьтесь вместе с ребёнком в книжный магазин (или киоск) и выберите открытки, какие больше всего приглянутся ребёнку.

Теперь дело за приглашениями на праздник. На обратной стороне каждой открытки ребёнок напечатает (сам – глядя на обложку книги, или вы поможете ему) слова ДОМАШНЯЯ АЗБУКА. И ниже – подпись. Мы надеемся, что своё имя ребёнок сможет изобразить уже самостоятельно.

Осталось только разнести приглашения друзьям.

 

Буквы-достопримечательности

Вместе с ребёнком из плотной (бархатной) цветной бумаги сделайте праздничные нарядные буквы.

Пусть ребёнок развесит их по всему дому так – каждую букву приклеит скотчем или пришпилит булавкой (не без вашей помощи, конечно) рядом с предметом «на эту букву» (Ь, Ы, Ъ, разумеется, будут в середине или конце слова). Ребёнку предстоит поработать на празднике экскурсоводом, знакомя своих гостей с азбучными достопримечательностями.

 

Инсценировка

Подготовьте для гостей маленькое представление. Например, найдите стихотворение Даниила Хармса «Весёлый старичок» и обсудите, как эту историю можно изобразить пантомимой: один – читает, другой – изображает (не забудьте про костюмы!). Договоритесь, какие места вы будете озвучивать хором. Повторите несколько раз, чтобы не сбиваться.

 

Торт

Ну и, конечно, торт! Вместе с ребёнком украсьте его буковками из мармелада, ягод, джема или крема – вам виднее, чем именно.

 

Секретные задания для взрослого

Дети обожают сюрпризы. Но их надо готовить заранее. И, конечно, втайне от ребёнка.

Карточки-сувениры. На картонках (можно от обувных коробок) крупно напишите печатными буквами различные звукоподражания и междометия: МЯУ, ГАВ-ГАВ, БАЦ, ПРЫГ, БА-БАХ, ОЙ, АЙ, АХ, ОХ, ЭХ, ТУК-ТУК, ДЗИНЬ, ДЗИНЬ-ЛЯ-ЛЯ, БОМ, ФЫРРР, БУЛЬ-БУЛЬ, ШЛЁП, ТОП-ТОП, ТССС, УФ, УГУ, АГА, ХРЯСЬ, МУУУ, АУУУ, ЭГЕ-ГЕЙ, ХЛОП, УРА, АЙ-ЯЙ-ЯЙ, ХРУСТЬ, БРЫСЬ, ЦЫП-ЦЫП, ПИФ-ПАФ, ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ, БАЮ-БАЙ, НЯМ-НЯМ, АМ.

Стопка этих карточек-сувениров пригодится вам для развлечения дорогих гостей.

Волшебный сундук. Заранее приготовьте для карнавальных переодеваний самую разнообразную одёжку и различные аксессуары – косынки, бижутерию, новогоднюю мишуру, галстуки, пояса и так далее. Вспомните, как в детстве вы сами любили наряжаться в родительскую одежду. Поэтому не жалейте плащей, длинных юбок, мужских пиджаков, туфель на высоком каблуке, сапог, париков и пр.

Джанни Родари в книге «Грамматика фантазии» советует в каждом доме завести специальный «волшебный сундук», чтобы дети каждый день могли в нём копаться, перед любой игрой выбирая наряды по душе. Это может быть чемодан или любая большая коробка, затейливо оклеенная цветной бумагой.

 

Часть 2. Проведение праздника

Праздник лучше проводить в несколько этапов. Какие-то этапы, если вы сочтёте нужным, можно поменять местами. Но постарайтесь не пропустить ни одного.

Весёлого вам настроения!

 

Первый этап. Маленькие костюмеры

Праздник начинается с переодевания гостей. Сначала дети наряжаются сами, а потом – из того, что осталось в волшебном сундуке – наряжают взрослых.

Дорогие учителя! Запаситесь терпением и, как бы вам этого ни хотелось, не вмешивайтесь, когда дети начнут украшать вас «в пух и прах». Очень важно, чтобы они делали это своими руками!

Не забудьте поинтересоваться у маленького костюмера, в кого же это он вас превратил.

 

Второй этап. Экскурсия по дому

Теперь можно начать экскурсию «Домашняя азбука». Её проводит ребёнок, переходя от одной достопримечательности (предмета с прилаженной рядом буквой) к другой. Задавайте вопросы экскурсоводу, чтобы поддержать его рассказы. Например, такие:

Ребёнок. Это буква «ша». А это мой шарф...

Вы. Для чего же он тебе нужен? (или: «Какого он цвета? Из чего он сделан?» и т. д.).

 

Третий этап. Чаепитие с тортом

Во время чаепития расскажите гостям, как вы вместе с ребёнком украшали торт. Попросите их рассказать, что они видят на торте (например, какие буковки, из чего сделаны украшения, какого цвета мармелад и т.д.).

 

Четвёртый этап. Игры

«Яша-Маша». По считалочке («Ниточка, иголочка, ти-ти – улети!» или «Стакан, лимон – вышел вон!») выбирают двух водящих (лучше мальчика и девочку). Один – «Маша» – обязан говорить тоненьким голоском, другой – «Яша» – басом. Обоим завязывают глаза и кружат на одном месте. Остальные берутся за руки, образуя вокруг Маши и Яши замкнутый круг. Яша, вытянув вперёд руки, зовёт:

Ты где, Маша?

Я тут, Яша! – отвечает Маша и отбегает в сторону, чтобы не быть осаленной.

Когда Яша осалит Машу, их заменяет новая пара водящих. Если Яша долго не может осалить Машу, их нужно поменять ролями.

 

«Жмурки с фантами». Один из взрослых становится водящим. Ему завязывают глаза, раскручивают и спрашивают:

Где стоишь?

На мосту.

Что пьёшь?

Квас.

Ищи три года нас! Если найдёшь – к нам на праздник попадёшь!

Тот, кого водящий осалит, отдаёт свой фант (любую вещицу из кармана или мелкую деталь костюма).

 

«Выкуп фантов». Собранные в предыдущей игре фанты складывают в шляпку, сумку или коробку и накрывают платком. Водящий (самый изобретательный человек на празднике) отворачивается. Один из игроков, не глядя, достаёт из-под платка первый попавшийся фант и спрашивает: «Что делать этому фанту?»

Чтобы хозяин фанта мог его «выкупить», водящий придумывает задание. Например, такое: пропеть петухом; проскакать на одной ножке; стать зеркалом; спеть песенку; поплясать; на счёт «раз-два-три» отыскать в Азбуке названную букву и т.д.

 

Пятый этап. Инсценировка

Когда все фанты будут возвращены, гости занимают места в импровизированном зрительном зале. Выключите верхний свет (или задёрните шторы) и направьте на «сцену» свет театральных прожекторов – настольных ламп, бра, торшера.

Звенит звонок (колокольчик). Спектакль-инсценировка любимого стишка начинается!..

В конце представления не забудьте выйти на поклон.

 

Шестой этап. Вопросы

Отсмеявшись вместе с весёлым старичком, гости покидают «зрительный зал». Включается верхний свет (раздвигаются шторы). Гостей приглашают сесть в тесный кружок на полу вокруг Азбуки и полистать её.

Отвечайте вместе с ребёнком на вопросы любопытных гостей: что изображено на картинках? о чём идёт речь в стишках? как называется та или иная буква? и т.д.

В самый разгар обсуждений (пока дети ещё не утомились) громко произнесите: «Раз-два-три, замри!». Когда гости замрут, плавным движением закройте Азбуку, поставьте на неё шапку (коробку) с карточками (см. Секретные задания для взрослого) и объявите:

Отомри! А тепе-е-ерь... сюрприз!!!

 

Седьмой этап. Сюрприз

Каждый из сидящих в кругу берёт (с закрытыми глазами) из шапки по две любых карточки. Помогите участникам сообразить, что на них напечатано (те, кто ещё не умеет читать, легко запомнят звукоподражательные слова и междометия).

Начинается коллективное сочинение смешной истории. Ведущий на ходу выдумывает разные события, которые слушатели озвучивают по ходу рассказа, произнося слова с карточек (роль ведущего может передаваться по эстафете). Например:

Однажды ночью великана Федю разбудил выстрел...

ПИФ-ПАФ!

Он вскочил с кровати и больно ударился головой о потолок...

БА-БАХ!

и на чердаке проснулись мышки и закричали...

ГАВ-ГАВ!

«Странно, – подумал великан Федя. – Ведь мышки должны говорить...»

БУЛЬ-БУЛЬ!

В это время в дверь постучали...

ТУК-ТУК!

И так далее...

Эту смешную историю можно в любом месте закончить традиционной присказкой: «Вот и сказке конец. А кто слушал – молодец!»

 

Восьмой этап. Алфавит

В завершение праздника ведущий, глядя на алфавит в Азбуке, называет буквы в алфавитном порядке. Тот, кто помнит, где в квартире висит та или иная буква, – бежит и приносит её ведущему, который на полу укладывает принесённые буквы в алфавитном порядке. (Будьте готовы к тому, что некоторые буквы будут найдены не сразу, и всем придётся отправиться на их поиски.)

Когда цепочка букв будет закончена, гости вместе с ведущим прошагивают алфавит вдоль цепочки, называя каждую букву по имени и показывая на неё пальчиком.

В качестве памятного подарка каждый из гостей уносит с собой ту букву, на которую начинается его имя (если есть два имени на одну и ту же букву, заранее побеспокойтесь, чтобы подарочных букв хватило всем).

Прощаясь с детьми, объясните им, что значит «До свиданья!» – до следующего свидания, до новых встреч с гостями и с буквами.