Дачные забавы

Н. Пирогова (2007, №4)
 

В нашей семье растет сынок Владик, ему 1 годик и 4 месяца. Самостоятельно он пока еще не играет, ведь за ним нужно присматривать, а на дачном участке — просто «глаз да глаз», поэтому для моего малыша приходится придумывать разные интересные занятия. Очень хочется поделиться со всеми родителями малышей в возрасте от 1 года до 1,5 лет своими ноу-хау. Вот несколько способов занять кроху на дачном участке, используя подручные материалы. Наполните таз теплой водой. Вместе с малышом сорвите несколько маленьких цветов, растущих поблизости (например, мелкие желтенькие цветы — гусиные лапки). Бросьте их в воду и предложите малышу их вылавливать столовой или чайной ложкой. Весело и полезно, ребенок развивает координацию и при этом учится пользоваться ложкой. Со временем это занятие можно разнообразить: добавить ярко-красный цветок (горицвет), синий цветок (анютины глазки), зеленые листики, одуванчик и т.д. Не забудьте прокомментировать: это красный цвет, это зеленый и т.д. А потом попросить: «Дай маме красный цветок» и т.д. Очень развивающее занятие!


Наплескались в воде — идем в песок. Если традиционный совок надоел, давайте вместе ручками откапывать из песка небольшие камешки и складывать в ведерко. Это занятие развивает мелкую моторику и дает возможность погреться на песочке. А еще можно многое обсудить, копаясь в песке: как ползают муравьи, как высоко летает самолет, послушать, как стрекочут кузнечики. Взяли ведерко с камешками и идем к нашему тазику с водой. Ведь камешки (а заодно и руки) надо помыть. «Моем, моем трубочиста. Чисто-чисто, чисто-чисто. Будет-будет трубочист чист, чист, чист!». Обратите внимание ребенка на то, что цветы плавают, а вот камешки утонули. Цветочки — легкие, камни — тяжелые. Дайте малышу лопатку и попросите лопаткой доставать камни со дна тазика и на лопатке переносить в определенное место, например на скамейку, которая стоит в двух-трех метрах от вас. Покажите, как это делаете вы. Первое время малышу придется помогать, ему еще довольно сложно координировать свои движения, но через два дня ваш ребенок будет с легкостью выполнять этот трюк!


Пока трудолюбивый «работник» старательно переносит камешки, приготовьте несколько маленьких мячиков (три-четыре штуки, в том числе массажные). Сложите их в кучку и накройте яркой тканью (желательно шерстяной). Обратите внимание ребенка: «Смотри. Что там лежит?» Пусть он сам заглянет и снимет тряпочку. «Ура! Мячики!» Дайте малышу в ручки массажный мячик и помассируйте ему ладошки. Затем покажите, как нужно сжимать мячик, приговаривая: «Сжимаем мячик сильно-сильно, сильно-сильно», «Бросили мячик далеко-далеко», «Помахали ручками, ручки отдыхают». Это упражнение развивает мелкую моторику. Повторите его несколько раз. В скором времени это упражнение ребенок будет выполнять самостоятельно, даже тогда, когда вы этого не просите. Помассируйте мячиком малышу спинку (снизу вверх, вдоль позвоночника), ножки (внешнюю сторону, внутреннюю, ступни). Мячики можно кидать в цель, в ящик для игрушек или в тот же тазик с водой. Будет весело! А еще можно переносить мячики тем же способом, что и камешки — в лопатке. Заранее припасите мыльные пузыри. «Смотри, что у меня есть! Пузыри!» Пускайте их вместе. Дайте ребенку и самому попробовать выдуть пузырь. Если не получается, расскажите и покажите, как дует ветер, или вспомните, как надо дудеть в дудочку. Все получится! Это упражнение развивает легкие, речевой аппарат (работают мышцы лица). Бегайте за пузырями, ловите их. А потом выпустите пузыри на шерстяную ткань. Удивительно — они не лопнут! А еще на пузыри можно наступать ножками, это развивает меткость и координацию.


Наверняка на вашем дачном участке найдется лестница. У нас она лежала прямо у дома, и мой малыш сам мне подсказал новую игру: лесенка лежит одним концом на земле, другим — на невысоком бруске. А мы ходим, перешагивая через ступеньки. С каждой новой ступенькой ногу надо поднимать все выше и выше — это тяжело, но зато формирует правильную походку. Скоро малыш преодолеет это препятствие без маминой помощи! Устали ходить? Необходимо спокойное занятие? Возьмите тазик и наполните его сухим песком. А в песок закопайте мелкие игрушки, например от «киндер-сюрпризов». Пусть малыш отыщет и достанет их ручками. Или научите ребеночка просеивать песок через сито. Здорово, песок высыпался, а игрушки — остались!
Играйте, занимайтесь, развивайтесь. И не забывайте каждый раз хвалить ваше сокровище! Помните: чтобы игра малышу не надоела, каждое новое упражнение заканчивайте чуть раньше, чем ребенок устанет, тогда, когда оно еще интересно ребенку, и переключайте его внимание на новую игру.


От редакции


Вопросы педагогам:
1. Каким образом можно адаптировать предложенные игры для детей более старшего возраста?
2. В какие интересные игры, развивающие мелкую моторику, играют ваши воспитанники на улице?
3. Влияет ли организация игрового пространства на выбор детьми сюжетно-ролевых игр?


Вопросы родителям:
1. Какие меры предосторожности принимаете вы, чтобы пребывание на даче с ребенком стало нетравматичным и таким же продуманно-безопасным, как и в привычной городской обстановке?
2. Как вы считаете, может ли ребенок младшего возраста выполнять какую-то работу на дачном участке? Интересно ли ему будет полоть? собирать ягоды? разыскивать и показывать взрослому созревшие огурцы и помидоры?