Компьютер для самых маленьких

А. Олейник (2009, №3)

В наш век технического прогресса компьютерные технологии проникли во все сферы жизни. Мы используем компьютер и на работе, и для отдыха, и для учебы. Уже смешно вспоминать наши рабочие проекты, диссертации и дипломные работы, сделанные от руки или на печатных машинках. В каждой школе теперь есть компьютерные классы. Дошколята тоже не отстают, с удовольствием приобретают новые знания в процессе игр с компьютером. Но ведь образование ребенка начинается буквально с пеленок, и естественно, что компьютер может быть полезен для усвоения малышом самых первых простых уроков. Каждая мама знает, что с ребенком надо разговаривать, петь ему песенки, показывать картинки. Конечно, никакая техника не заменит общения с мамой. А вот картинки показывать, да еще озвученные — это вполне можно доверить машине. Даже полугодовалый младенец придет в восторг, увидев на экране петушка или собачку. А когда петушок закукарекает, кошечка замяукает, корова замычит — сколько ощущений сразу! В Интернете можно найти множество специальных образовательных программ для самых маленьких. Родители-энтузиасты создают их для своих детей и с удовольствием делятся со всеми желающими. Задайте в каком-нибудь поисковике фразу «презентации для детей» и найдете наборы картинок на любую тему, которая может заинтересовать вашего ребенка. Но это не просто картинки. Особенность хороших, правильных презентаций в том, что сделаны они по рекомендациям специалистов-педагогов. Каждая картинка появляется на экране на определенное время — одну-две секунды. Это время ровно такое, чтобы ребенок сконцентрировался на изображении, смог его запомнить, но не утомился. Изображение должно быть достаточно ярким, четким, узнаваемым. Показывать презентации можно несколько раз в день, занимает это минуту-две.

Самые первые презентации — простые и короткие. Обычно это 10—15 изображений, каждое подписано крупным шрифтом: возникают ассоциативные связи не только между изображением и звуком, но и между изображением и написанным словом. Это может помочь в дальнейшем при обучении чтению. Возможно, позже вы удивитесь, когда увидите, что ваш гениальный двухлетний ребенок с легкостью узнает и читает слова, которые когда-то видел на экране компьютера. А позже малышу становятся интересны и более сложные формы презентаций, в которых используются фотографии и разнообразные звуки (например, голоса редких животных), анимированные изображения, озвученные стихи и сказки. В 2 года ребенку хочется не только смотреть, но и управлять изображением. Он уже может понять зависимость движений мышки, бегающей по экрану, от компьютерной мышки. Вот теперь можно приступать и к играм. Конечно, основная масса игр, предназначенных для малышей, — это всего лишь немного усложненные презентации. Обычно они используют примитивный алгоритм: ребенок увидел картинку — нажал на кнопку — картинка изменилась или появился звук. Но и в заданных рамках, обусловленных физиологическими и интеллектуальными способностями двухлетнего ребенка, некоторые производители игр проявляют чудеса творчества, так что и взрослым становится интересно и забавно поучаствовать в игре наравне с малышами.

Например, в серии игр «Детство Маппетов» мы узнаем героев всемирно известного «Маппет-шоу»: лягушонка Кермита и его друзей. Они впали в детство и теперь заново познают мир: решают, какая одежда уместна для какого времени года, знакомятся с флорой и фауной, исследуют разные виды транспорта. Игра «Улица Сезам. Малыш и я» приглашает в гости к любимым героям с улицы Сезам, вместе с которыми можно порисовать, спеть, поиграть, а заодно освоить компьютерную мышку и клавиатуру. Серия игр про мальчика Лёлика привлекает прежде всего обаятельным образом главного героя, который очень любит свою маму. В трех играх серии он успевает переделать множество дел: строит из кубиков, поет песенки, бегает наперегонки с друзьями, отмечает свой день рождения, исследует окружающий мир. Важно, что все действия ребенка объединены общей целью: Лёлику нужно найти потерянные предметы. После каждого выполненного задания он получает очередную награду, а собрав их все, устраивает праздник. Такие многоступенчатые задачи очень способствуют развитию логического мышления.

Оригинальная игра «Семейка Агу-Ага» приглашает нас в гости к настоящим пиратам! Пираты оказываются совсем не страшными, даже наоборот — добрыми, работящими и веселыми. У каждого из семи членов команды свой характер, свои привычки, свои обязанности. Каждый из них приглашает нас принять участие в его делах и развлечениях. Ваш малыш поможет пиратам надраить палубу, найти нужные для работы инструменты. Тут можно и создать свою анимированную картинку из разных предметов, и подирижировать музыкантами, дующими в пустые бутылки. Можно пострелять горошинами по мыльным пузырям или посмотреть забавные мультики. Каждая из мини-игр – оригинальна, наполнена юмором и добротой. А одна из любимейших игр моей дочки – «В гостях у зайки». Зайка и его друзья — большие выдумщики. Вот они катаются с горки, а задача малыша-игрока — подложить подушку для каждого зверька точно на то место, куда он приземлится, иначе будет больно! Это не так просто: горки разных форм, а звери — разного веса, и надо понять, что мышонок летит гораздо дальше, чем бегемот. Вот они бегают наперегонки. А вот поехали на паровозе, и надо помочь зверятам собрать кое-какие предметы, встречающиеся в пути. В процессе игры малыш получает в награду разноцветные волшебные конфетки, из которых можно будет сделать смешные фигурки, и находит буквы, которые складываются в простые слова. А главная награда — вечеринка, на которой все друзья готовят вкусное угощение, потом собираются за столом и поют веселые песни. Особенность всех этих игр в том, что они многовариантны, сложность их меняется в зависимости от возможностей ребенка, а полезны и любимы они будут в течение нескольких лет.