Как научиться читать незаметно для себя и родителей Вопросы педагогам: Вопросы родителям:

А. Олейник (2008, №4)

Лена с раннего возраста интересовалась буквами, так что хорошо их знала уже к двум годам. Но с обучением чтению мы не спешили. И вот, пока я подумывала о том, какой букварь лучше использовать, дочка вдруг сама стала складывать буквы в слова. Помогла этому компьютерная игра «Азбука. Как мышонок буквы ловил». Создатели этой игры удачно совместили развлечение с обучением, так что трехлетний ребенок вполне может понять принцип сложения слова из букв в игре, помогая веселому мышонку. Симпатичный мышонок поселился в норке, но очень уж она пустая. Чтобы обставить ее мебелью, надо найти на волшебном огороде буквы. Нашел букву — в норке появился предмет обстановки, название которого начинается с этой буквы. Но это только основа игры, то, что привлекает ребенка: занимательная история, забавные оживающие картинки. А собственно обучение происходит исподволь, в процессе охоты за буквами.

Во-первых, вся игра разбита на уроки, что очень удобно для родителей, желающих контролировать время нахождения ребенка у компьютера, и не дает детям перегружаться информацией.

Во-вторых, буквы мы обнаруживаем в порядке, соответствующем дидактическим требованиям, так, как они представлены в хороших букварях, — по принципу «от простого к сложному». И заодно узнаем, что есть гласные и согласные звуки, а согласные бывают глухими, звонкими, шипящими и свистящими.

В-третьих, в течение каждого урока у нас есть возможность поиграть в небольшие веселые игры, которые помогают научиться отличать похожие буквы и слоги друг от друга и понять, как получаются слоги из букв.

В-четвертых, в конце каждого урока мы помогаем мышонку писать письма друзьям, составляя нужные ему слова из только что изученных букв, — и видим, для чего все эти непонятные буковки нужны.

Вот так в игре, изо дня в день накапливая багаж знаний и навыков, ребенок приходит к одному из самых важных умений в жизни — к чтению. У этой игры есть продолжение — «Азбука-2. Как мышонок читать учился». Построено оно на тех же принципах, но двигаемся дальше: складываем из букв сложные слоги и слова, находим буквы на клавиатуре компьютера, узнаем об ударении. Хорошо, буквы в слоги мы складывать научились, а что же дальше? Как стимулировать интерес к чтению? Оказывается, многие компьютерные игры могут дать ребенку возможность попрактиковаться в этом нелегком поначалу деле. И удивительно, но он не будет стонать, что его заставляют, потому что захочет сделать это сам. Например, в играх «День спящего дракона», «Бип-бип путешествует во времени», и без того замечательных во многих отношениях, есть мини-игры, предоставляющие возможность самому сочинить увлекательную историю. Это напоминает конструктор из слов. Ребенок выбирает слова из нескольких предложенных ему вариантов, и в результате получает смешную или страшную — это уж как получится — сказку. С картинками, которые тоже меняются в зависимости от того, какие слова мы выбрали для нашей истории.

В игре «Дракончик Гоша спасает черепах» можно поиграть в рифмы, выбирая предметы, названия которых одинаково заканчиваются. А в «Маленьком искателе» и его многочисленных продолжениях задания можно и прочитать, а можно, нажимая на каждое слово, услышать, как оно звучит. И так без всяких усилий ребенок оказывается готов читать и развлекательные книги, и энциклопедии.

От редакции.

Вопросы педагогам:

1.По вашему мнению, компьютерные игры, обучающие чтению, помогают ребенку на занятиях в детском саду или эти игры вступают в противоречие с программой детского сада? Есть ли игры, методически близкие этим программам?

Вопросы родителям:

1.Какие компьютерные игры, обучающие чтению, выбираете вы для своих детей? Что является основным критерием выбора? Что из этих игр вы можете порекомендовать другим родителям?