Старший и младший. Игры моих детей

Р. Прохорова (2008, №4)

— Хозяин, хозяин!!!

Та-а-ак. Это что-то новенькое!!! Такой ласковый и милый голосок! Обычно мелкий говорит резко и требовательно, а тут прямо ангелочек. Что же такое они придумали?

Нахожу повод заглянуть в детскую. Старший сидит на полу и подсовывает мелкому деревянный кубик:

— Жеребенок, вот твой кусочек соли! Ешь, вкусный!

Мелкий, стоя на четвереньках, хватает губами этот кубик, причмокивает, благодарно кивает головой…

Посмеиваюсь про себя, ухожу. Я еще не знаю, что эта игра растянется на неделю и конца-края ей нет. Жеребенок, оказывается, любит клевер, и ему полагаются охапки этого лакомства. К сбору заветной травы подключается мама (ко мне на кухне подбегает на четырех ногах младший сын и просит: «Мам, жеребенок Боря просит клевер, дай понарошку!») и даже работающий за компьютером папа. Он выуживает горсти растения откуда-то из монитора (на просторах Интернета чего только нет, а уж виртуального клевера там просто завались!)

За Мишкой — старшим — прочно закрепилось это «хозяин, хозяин!»

Идем на прогулку вчетвером, дети одной рукой держатся за маму и папу, в другой руке — ледянки. Идем кататься на горку — обычная семейная вылазка. Мишка рассказывает про школу, Боря рассуждает про едущие рядом машины. И вдруг внезапно: «Хозяин, хозяин!» Папа: «Чего?» Боря, возмущенно: «Да я не тебе, ты не хозяин!» Папа: «А кто я?» — «Не знаю, тебя вообще в игре нет, ты конь!»

Мишка:

— Жеребенок, что тебе?

— Хозяин, а когда мы на горке кататься будем, ты не будешь хозяином, ладно? Ты будешь просто Мишей.

— Ага, стоп игра! — соглашается старший.

Вечером опять по новой: «Хозяин, я уже вырос, я уже лошадка!» — «Ты не лошадка, ты же мальчик, ты жеребец! Мама у нас лошадка!» Да-да, мама у вас лошадка. Мама-лошадь…

Как хорошо, что мы с мужем давно-давно, на трехлетие тогда еще единственного сына, подарили ему и установили спортивный уголок. Сейчас это у нас универсальное вертикальное игровое поле. Самая любимая игра — про моряков и пиратов. Только и слышно откуда-то сверху: «Отд-а-ать швартовы!» «Отда-а-ать кормовые!»

«Отдать якоо-о-орррь!»… Сидят вдвоем под потолком, с пластмассовыми биноклями на шее, с подзорной трубой и маленькой саблей, торчащей из резинки штанов.

— Боря, ты впередсмотрящим будешь?

— Буду!

Младший преданно смотрит на старшего, готов выполнить любое приказание. Вот удивительно: в обыденных вещах они нередко спорят, а в этих играх «вертикаль власти» соблюдается очень четко. Старший — это капитан, младший — старпом, рулевой или впередсмотрящий. Он даже и не просится быть капитаном, он просто не представляет себе, что будет командовать Мишей — обожаемым старшим братом.

— Мам, дай нам что-нибудь большое, ткань какую-нибудь…

— Какое? Для чего?

— Мам, нам парус сделать надо!

Выдаю старую простыню, мальчишки довольные — то, что надо!

— Мам, еще веревку надо!

Выдаю моток резинки.

Через полчаса у них уже нарисована фломастером на парусе эмблема— чайка, какое-то приспособление из веревок и палочек и вполне так себе поднимающийся парус.

— Мам, скачай в Интернете гимн России!!

— ???

— Мы каждое утро будем под гимн парус поднимать!

— Мам, давай покидаем мячик!

— Давай! Борь, а когда я была маленькая, мы не просто кидали, а играли в «Съедобное-несъедобное».

— Это как?

— Смотри, я кидаю тебе мячик и говорю слово, если оно съедобное — ты мячик ловишь, если нет — откидываешь мне обратно. Понял?

— Ага! Кидай!

— Торт!

Ловит и давай облизывать мяч: «Тортик, тортик, вкусный, красивый!»

— Борь, да не облизывай ты его!

— Ну, так это ж торт. Ты сама сказала!

— Я сказала слово, а мячик сам по себе, он не торт, его просто кидать надо!

— Ладно, давай другое слово!

— Боря, картошка!

Ловит и опять облизывает и нахваливает: «Ах, какая картошечка, со сметаной, я тебя люблю!»

— Боря, да перестань, ну что ты как маленький, в рот все тащишь!

— Мама, ну ты же сказала, что это картошка и ее надо есть!

— Боря, ее не надо есть, надо просто поймать мячик!

— Ничего не понял! То есть, то не есть. Как играть?

— Давай еще раз попробуем, ладно? Давай ты мне кидать будешь, хорошо? И слово называй!

— Ладно. Мам, яблоко!

Я ловлю мяч, крепко держу и смотрю на сына, он явно чего-то ждет.

Кидаю ему обратно: «Боря, велосипед!»

Он ловит и смотрит меня, опять же ждет каких-то подсказок.

— Борь, ты будешь есть велосипед?

— Не-а, не буду.

— А зачем мячик поймал?

— Ну, ты же кинула, мы же играем в мячик.

— Да? А «Съедобное-не съедобное» как же?

— Ну, так ты же сказала, что не будем ничего есть.

Ребенок явно не понимает, что от него хотят.

Долго объясняла, что значит съедобное или несъедобное.

Вроде понял, начали с мячиком — ура, понимает, откидывает и ловит правильно!

Потом придумал сам, что можно играть и без мяча. Теперь утром шагаем в сад и перекидываемся словами: «арбуз» — «съем!», «стул» — «кину!», «суп» — «съем!», «тарелка» — «кину!», «конфетка» — «съем!. Мам, не сразу съем, после супа!» Какой сознательный ребенок!